Выйди вон!

22.01.2018
Автор: Матрена Кондратьева
Матрена Кондратьева рассматривает типичные конфликты между учителями и школьниками с точки зрения закона и просто здравого смысла.

В каждой школе есть свои правила и устав, соблюдать которые неукоснительно должны все учителя и ученики. Хороший педагог всегда найдет ключик, особый подход к ребенку, но подчас в жизни все случается с точностью до наоборот, и конфликты между преподавателями и школьниками нередки. Всегда ли прав учитель?

Ситуация первая. Ученик опоздал на физкультуру на 20 минут, педагог не пустила его на урок и, таким образом,  не допустила к зачету. Причем ранее она ограничивалась всего лишь замечанием ученикам, опоздавшим даже на пятнадцать минут. Надо заметить, учебное заведение не имеет своего спортивного зала, поэтому арендует его у спортивного клуба. Ребенок забыл спортивную форму, поэтому поехал за ней домой, что и стало причиной опоздания. Но он же все-таки приехал! А учитывая то обстоятельство, что на улице в декабрьскую стужу столбик термометра на тот момент показывал все – 45, действия педагога могли иметь печальные последствия, мало ли что может случиться с учеником.

Тем более, что учитель несет ответственность за жизнь и здоровье ученика во время учебных занятий. Стало быть, педагог не имела права не пускать его на урок или выгонять — ни при каких обстоятельствах.

В законе «Об образовании» черным по белому написано, что «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Более того, недопуск на урок можно расценить как нарушение прав гражданина России на получение образования и как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное Конвенцией ООН о правах детей.

Вполне понятно негодование матери ребенка: нужно было обратиться к родителям, вызвать их в конце концов в школу, если есть претензии к ученику, либо поставить в известность классного руководителя для принятия соответствующих мер.

Кроме всего прочего педагог не должен забывать, что он несет также ответственность за любые действия ученика, совершенные им во время занятий. А вдруг он пойдет на правонарушение, использовав свободное от урока время?

Ситуация вторая. Второклассник панически боится своего классного руководителя. «Мама, у меня сердце готово выпрыгнуть из груди, когда меня вызывает к доске Н.А. Я забываю даже то, что знаю», — пожаловался он матери. Как выяснилось, классный руководитель периодически кричала на детей, дергала за волосы. Видимо, авторитет учителя был настолько высоким, что ни один родитель не посмел сделать ей замечание. Мать хотела даже перевести сына в другую школу, но учитывая то, с каким трудом они попали в лучший класс школы к одному из лучших преподавателей столицы, предпочли терпеть и дальше. Что в данном случае нарушает учитель?

Согласно  тому же закону «Об образовании» педагоги имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако такие методы воздействия на детей считаю недопустимыми. Конечно, и ученики бывают разными и порой могут вывести любого взрослого из себя. Но ведь есть масса других возможностей влияния на малышей.

Тот же закон запрещает любые методы психического и физического насилия.

Если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник, он должен понести дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Конечно, все зависит от характера причиненного ущерба здоровью.

Кстати, работодатель даже  имеет право прекратить трудовой договор с учителем.

Ситуация третья. «Часто в нашей школе учителя ставят «двойки» за отсутствие на уроке. Причем даже если в это время мы были на олимпиадах или где-то защищали честь школы. Правомерно ли это?» Еще одна из часто встречающихся проблем.

Вероятно, таким образом некоторые учителя стремятся воздействовать на нерадивых учеников. Но ведь существует масса других педагогических приемов достижения порядка в классе, в школе. А если идет речь об учениках-олимпиадниках, эта ситуация вообще непонятна.

Учитель не имеет права ставить «двойки» за отсутствие на уроке. Оценки существуют для того, чтобы оценивались конкретные знания учеников, не более того. А дисциплинарные меры по отношению к ним должны быть иными.

Первоисточник:

Возврат к списку