Экзамен для министра

04.01.2019
Количество показов: 16
Автор: Матрена Кондратьева

Сколько слов в минуту читает министр образования и науки республики? Может ли он с ходу решить олимпиадную задачу по математике? Почему бы не испытать его и не пригласить на экзамен? Формат интервью заинтересовал Владимира Егорова, и он с удовольствием согласился сдать «экзамен» корреспонденту «Якутии».

Билет № 1

1. Ваше хобби. Есть ли время для него?

2. Назовите главный приоритет вашей команды.

— С юности играю в футбол. Но частые командировки и дела не позволяют заниматься спортом так часто, как хотелось бы, раз в неделю стараюсь выбраться в спортзал. Увлечение началось со студенчества. Честно говоря, были небольшие проблемы со здоровьем, и игра в футбол помогла мне поправить его. Другое серьезное увлечение — шахматы. Имею I разряд, кроме того, судья I категории, аттестованный ФИДЕ. К сожалению, в последние два года на шахматы у меня точно нет времени.
Приоритет команды — дети. Мы должны сделать все, чтобы они получили самое лучшее образование и смогли реализовать свои возможности и таланты, выбрать профессии по душе.
______________________________________

Билет № 2

1. На какие профессии стоит ориентировать детей?

2. Школьное образование не готовит их к реальной жизни. Как устранить этот пробел?

— Выбор специальностей большой, Агентство стратегических инициатив даже выпустило «Атлас новых профессий». Есть мнение, что некоторые профессии (водители, бухгалтеры) скоро исчезнут, взамен появятся новые. Но я все же считаю: надо ориентировать детей на то, чтобы они сделали осознанный выбор, разобрались в себе, поняли, какие компетенции, знания и навыки им нужны. Ведь творцом собственной жизни, карьеры, счастья являешься ты сам.
Не соглашусь с утверждением, что школа не готовит учеников к жизни. Школьные будни — это жизнь, интересная, познавательная, творческая. Учеба для школьников сродни работе, практически большую часть времени они находятся в школе. Те знания, которые дети получают в ее стенах, и есть определенная подготовка к будущей взрослой жизни, выбору профессии.
______________________________________

Билет № 3

1. Вы знаете, чем живут сегодняшние школьники, подростки? Что их волнует?

2. Не секрет, что дети подвергаются насилию в школе. Как бороться с этим?

— Хотелось бы сказать, что знаю, но на самом деле недостаточно. Признаюсь, не так часто бываю в школах, это мой личный дефицит времени. Конечно, нужно чаще общаться не только с одаренными детьми, победителями всевозможных конкурсов и олимпиад, с которыми иногда встречаюсь, но и со всеми остальными.
Что касается насилия, это очень серьезная тема. Уверен, увлеченным подросткам некогда проявлять агрессию, заниматься чем-то нехорошим, запрещенным. Тот, кто не нашел себя, ищет опору в ложных «братствах». Вот почему мы развиваем дополнительное образование детей, открываем школьные технопарки, кружки по интересам. Здесь большую роль играют и воспитательная работа в школах, и семья.
______________________________________

Билет № 4

1. Когда-нибудь даете волю эмоциям?

2. Каким должен быть лидер? Вы довольны своей командой?

— Бывает, потом жалею, поэтому стараюсь держать себя в руках. Это случается дома, на работе не стоит так вести себя.
Лидер должен быть компетентным, уважаемым, думать о своих людях, видеть задачи, которые стоят перед командой, уметь организовать рабочий процесс. Не скажу, что я лидер по складу характера, но по жизни оказывался часто на ответственных позициях — староста группы в университете, председатель различных комиссий, капитан команд. Никогда не отказывался от решения определенных задач, когда надо брать ответственность в свои руки.
______________________________________

Билет № 5

1. Предмет математика: приведенный квадратный трехчлен f (x) имеет два различных корня. Может ли так оказаться, что уравнение f (f (x)) = 0 имеет три различных корня, а уравнение f (f (f (x))) = 0 — семь различных корней?

2. Как вы считаете, министр образования региона должен быть безукоризненно грамотным? Или вы все же считаете, что руководитель может допускать ошибки в правописании?

— Так-так-так… (задумчиво смотрит на доску). Кто такое задание придумал? Программа 11‑го класса? Но я знаю, что можно такую задачу придумать для восьмиклассников, что никто ее не решит. Ладно, приступим. На первый взгляд, ответ: нет. Но надо подумать, тут несколько способов решения.

— Ладно, признаюсь, это олимпиадная задачка.

— Из какой олимпиады, интересно? В интернете, честно говоря, бывают очень сложные задания даже на школьные темы.

Примечание: в общем, мучить читателей подробным разбором решения задачи не будем. Владимир Анатольевич, конечно же, решил ее. Все-таки кандидат физико-математических наук.

Достаточно быть просто грамотным. В тех же социальных сетях часто можно допустить ошибку, тот же пресловутый Т9 может вмешаться. Мало ли…

Я не считаю не совсем безукоризненную грамотность страшным недостатком. У меня есть друзья, знакомые — кандидаты наук, люди, окончившие школу с золотой медалью, вузы с красным дипломом и тем не менее пишущие иногда с грамматическими ошибками. Любой может ошибиться.

В школе у меня была «четверка» по русскому языку. Но я учился в Специализированной школе-интернате № 18 физико-математического профиля при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова в Москве, а там получить даже 4 балла было весьма проблематично.

Примечание: В школу при МГУ Владимир Анатольевич был принят, пройдя массу испытаний: несколько уровней олимпиад и летнюю школу. Он всегда хорошо учился, много читал. К слову, ЕГЭ по русскому языку в прошлом году министр сдал на 100 баллов.
______________________________________

Билет № 6

1.Откуда вы родом? Расскажите о своей семье, детстве.

2. С 2022 года может стать обязательным ЕГЭ по истории и английскому языку. Как вы относитесь к увеличению нагрузки на школьников?

— Я родом из Сунтарского района. До четырех лет жил там, потом мы переехали в Томск, поскольку отец учился в Томском политехническом институте. Когда мне было шесть лет, родилась сестра Настя.

Мой отец Анатолий Иннокентьевич по профессии инженер-теплофизик, по специализации атомщик. После учебы он был направлен на Белоярскую атомную электростанцию в Свердловскую область, затем работал на Смоленской АЭС, участвовал в пуске многих атомных электростанций. Мама Елизавета Павловна работала кадровиком при Смоленской АЭС.

Сестра закончила факультет кибернетики в Институте атомной энергетики в Обнинске, кандидат физико-математических наук. Сейчас она заместитель директора по научно-методической работе в Мирнинском политехническом институте.

Супруга Айталина Григорьевна — научный сотрудник в Якутском научном центре комплексных медицинских проблем, кандидат медицинских наук. У нас три дочери, все они с детства увлекаются шахматами. Старшая Туйаара закончила Лондонский университет экономики и сейчас работает там по специальности.

Средняя дочь Дайаана — выпускница Городской классической гимназии, увлекается архитектурой и дизайном. Она студентка Московской архитектурной школы МАРШ, независимого учреждения, специализирующегося на международном образовании в области архитектуры и урбанистики.

Младшая Айыына — студентка Института математики и информатики СВФУ. Она достаточно известный человек в шахматных кругах, многократный победитель и призер республиканских, всероссийских шахматных турниров, вице-чемпионка Европы и дважды чемпионка мира по шахматам. В прошлом году стала чемпионкой республики уже среди женщин. На днях сыграла партию вничью с гроссмейстером Антоном Шомоевым из Бурятии. Айыына — кандидат в мастера спорта. Жаль, в последнее время не так часто играет в шахматы.

Насчет ЕГЭ пока идет обсуждение. Английский, скорее всего, появится в 2022‑м. Считаю, что школьники должны лучше знать историю и языки. Единственное, зачем все сдавать в 11‑м классе? Может, что-то пораньше?
______________________________________

Билет № 7

1. По мнению Рособрнадзора, практически половина учителей русского языка и математики не справилась с профессиональным тестом. Как прокомментируете это заявление?

2. Как относитесь к системе ЕГЭ? Есть желание что-либо изменить?

— Отдельные задания для учителей математики были сформулированы некорректно. Но в целом проблемы есть. Как человек, работавший в вузе с будущими учителями математики, знаю, предметная подготовка студентов и учителей иногда оставляет желать лучшего.

По поводу проверки учителей вопрос двойственный. С одной стороны, в этом есть элемент неуважения к педагогу, когда еще и публично объявляют результаты. Давайте тогда проверим врачей, и так же можно объявить, что половина из них неверно поставила диагноз, или проведем экзамен среди строителей. С другой стороны, проверять тоже надо, ведь мы доверяем учителям самое ценное — наших детей.

Что касается ЕГЭ, система претерпела множество изменений в положительную сторону, она объективно оценивает знания школьников и дает одинаковые шансы для поступления в лучшие вузы России как выпускникам столичных школ, так и отдаленных регионов. Считаю, не надо заранее давать демоверсии заданий, говорить, что там будет. Пусть лучше учат предметы.
______________________________________

Билет № 8

1. Представим ситуацию: вы директор сельской школы на Севере, у вас нехватка кадров. Что будете делать?

2. Вопрос от первоклассника: «Что делает министр летом? Есть ли у него летние каникулы?»

— Надо понять причину нехватки кадров. Часто она кроется в том, что на местах нет условий, качественного интернета, нормального жилья, культурной среды, логистики и так далее. Сначала надо обеспечить хорошие условия для жизни и работы и только потом привлекать людей.

Хотя есть примеры энтузиастов, приезжающих к нам издалека. В одной из дальних школ на Севере, куда я одиннадцать часов добирался на вездеходе, работает учитель физики и еще по совместительству труда, прибывший по объявлению из Читы. Так тоже можно искать кадры.

Лето у министра — горячая пора: сперва итоговые экзамены, далее подготовка к следующему учебному году, отопительному сезону, различные крупные мероприятия. Прошлым летом это были Международные интеллектуальные игры. Так что летних каникул у меня нет.
______________________________________

Билет № 9

1. Сколько длится ваш рабочий день? Как отдыхаете? Можете себе позволить отдохнуть с друзьями в клубе, например?

2. Войти в топ‑15 лучших регионов по качеству образования. На чем надо сосредоточиться? Где наши сильные и слабые стороны?

— Рабочий день начинается в 8.30 и продолжается до позднего вечера. Дома мы все перестали видеть друг друга, но особо никто не страдает. В субботу прихожу на работу, чтобы собраться с мыслями, наметить планы на следующую рабочую неделю. Насчет отдыха… играю в футбол, как уже говорил, с супругой любим выезды на природу, недавно приобрели дачу. Клубы — не мой вид релакса.

Наша республика традиционно хорошо работает с талантливыми и одаренными детьми. Надо больше внимания уделить отстающим школам, тем, которые трудятся в сложных социальных условиях, где трудно получить качественное образование.

Когда мы говорим о топ‑15, имеем в виду не только школьное образование, но и дошкольное, среднее и высшее. В этом году мы получили федеральную субсидию в 1 млрд 172 млн рублей и должны создать 1287 дополнительных мест в детских садах для малышей до трех лет. До конца года будет введено 18 дошкольных учреждений.
______________________________________

Билет № 10

1. Вы считаете себя коммуникабельным человеком?

2. Приходилось принимать непопулярное решение? Какое?

— Свои коммуникативные способности оцениваю средне. Но, если надо, конечно, могу. В принципе, я открытый человек. Хотя в социальных сетях, если вы заметили, не столь активно веду свои странички. О личной жизни точно там рассказывать не буду, но вы можете ко мне обратиться с вопросами, предложениями в Фейсбук, на WhatsApp. Я всегда на связи.

Решение, которое кому-то не нравилось, приходилось принимать. Что делать? Должность такая. Например, увольнять.
______________________________________

Билет № 11

1. За кем последнее слово в семье: за вами или же супругой? «Включаете» ли министра при воспитании своих детей?

2. Назовите свою самую большую профессиональную победу.

— Смотря в чем. Если это бытовые вопросы, однозначно пальму первенства уступаю супруге, а глобальные решения принимаю сам. Дома я не министр, но, как и каждому родителю, хочется видеть своих детей самыми-самыми, и умом понимаю, что у них есть право на ошибки, но… Так что дома бывают дебаты, еще какие! (смеется).
У нас есть что вспомнить, есть куда двигаться. Сферу образования республики ждет масштабное обновление. И мы готовы стать драйверами позитивных перемен. Так что большая профессиональная победа впереди!

Примечание: на рабочем столе у министра образования и науки, кстати, выпускника МГУ, много профессиональной литературы. Книги раскрыты на разных страницах. Во время обеда Владимир Анатольевич штудирует их. А читает он их методом скорочтения. Так что проверку, сколько слов в минуту читает наш министр, он прошел более чем достойно.

Количество показов: 16