Школы республики апробируют несколько моделей перехода на региональный уровень

26.01.2018
Автор: Матрена Кондратьева

Во время Январского совещания работники образования республики обсудили реализацию пилотного проекта по переходу школ с муниципального на региональный уровень. До конца текущего года регионы должны разработать новые критерии. Якутия, как обычно, предложит свой взгляд на проблему и наиболее эффективные модели управления образованием.

«В конкурсе Минобрнауки РФ приняли участие 37 субъектов. Среди них поддержан 21 проект, и наш в том числе«, — подчеркнул министр образования и науки Якутии Владимир Егоров.

По мнению министра, передача полномочий позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства, усовершенствует систему управления образованием и поможет созданию единого образовательного пространства, к которому мы стремимся.

В ходе панельной дискуссии было предложено четыре модели перехода на государственный уровень.

Так, первая модель предполагает переход отдельных образовательных организаций вместе с имуществом на государственный уровень. Например, это могут быть опорные школы типа созданного Харбалахского образовательного комплекса, в котором объединились средняя школа и среднее профессиональное учебное заведение.

Вторая модель предлагает все школы перевести на региональный уровень вместе с их имуществом. Третья же предполагает при такой же передаче школ оставить их материальное содержание на муниципальном уровне.

При четвертой все остается на прежнем уровне.

«Если учесть, что мы выполняем государственный заказ в части обучения детей, выдаем документы государственного образца, то переход школ на региональный уровень должен состояться. И это правильно. А то сейчас как получается? Каждый глава улуса по-своему распоряжается финансовыми субвенциями, кто-то все отдает школе, а кто-то часть оставляет в муниципалитете. Кроме того, бывают ситуации, когда главы без объяснения причин могут уволить опытных руководителей, директоров. Особенно такое случается при выборах. Каждый раз мы с содроганием ждем их окончания, когда новый руководитель будет принимать решение по кадрам. Нас без конца лихорадит, а это неправильно. Система должна быть стабильной, чтобы иметь положительные результаты«, — считает начальник Управления образования Ленского района Наталья Мозгова.

По словам Натальи Александровны, необходимо внедрение нескольких моделей перехода школ с муниципалитетов на региональный уровень, поскольку условия в разных улусах совершенно разные.

Многие в своих выступлениях подчеркивали, что новая модель позволит улучшить качество образования в улусах. На этот счет у главы Горного улуса Никиты Андреева свое мнение: «У меня сложилось ощущение, что во всех предлагаемых моделях совершенно нет места муниципалитетам. У нас общая цель – обеспечение качественного образования. А то по некоторым выступлениям выходит, что в улусах невозможно получить качественное образование. Я с этим в корне не согласен. В недавно опубликованном Минобрнауки Якутии рейтинге школ наша Бердигестяхская улусная гимназия на 15-м месте, что очень даже неплохо. В прошлом году два наших выпускника сдали ЕГЭ на 100 баллов по русскому языку, что также подтверждает статус школы«.

По мнению главы улуса, недостаточный уровень знаний показывают ученики небольших школ, где слабая материально-техническая база, есть проблемы с кадрами. Не секрет, что молодые учителя не желают ехать работать в такие школы. Никита Викторович предложил обратить внимание на систему распределения выпускников педагогических вузов, существовавшую в Советском Союзе.

«По крайней мере, в те годы школы были обеспечены лучшими кадрами. Благодаря выпускникам центровузов сложилась та система образования, которая работает и по сей день. Качество образования не зависит только от организационных вопросов, от того, кому будут подчиняться школы, одну из главных ролей решают профессиональные кадры», — подчеркнул глава.

Впереди еще много нерешенных вопросов, но каждая модель имеет право на существование. Во всяком случае в некоторых регионах, например, в Тамбовской области, есть положительный опыт управления сетью школ на региональном уровне.

Апробация разработанных моделей стартует только с 1 сентября 2019 года, так что у работников образования есть время для новых идей и предложений.

1
0

Возврат к списку