Ведутся работы по реконструкции проекта

Словом и верой

09.08.2018
Количество показов: 27
Автор: Аркадий Лебедев
В 1641 году в Якутский острог прибыли первые воеводы – Петр Головин и Матвей Глебов. Вместе с ними прибыли священнослужители. В архивных документах сохранились их имена: попы Симеон и Порфирий, Стефан Яковлев и Стефан Фомин, дьякон Спиридон Васильев. С собой они привезли колокола, церковные книги и богослужебную утварь из Москвы, Устюга, Тобольска и других сибирских городов.
Первые священники 
Священнослужители прибыли, собственно, для исполнения христианского богослужения среди местного населения «дабы на Лене реке без попов не было и служилые б люди без покаянья и причастия не помирали». 
В обязанность прибывших попов постановлялось крестить тех инородцев, которые добровольно захотят принять святое крещение. Принудительное крещение якутов воспрещалось, так как это могло вызвать недовольство местного населения. А это было невыгодно, тогда бы уменьшился уплачиваемый пушниной ясак. Впоследствии к тем, кто принимал православие и христианские имена, применялись льготы по уплате ясака. Как видим, одной из причин, чтобы крестить местное население, были, кроме того, экономические, для пополнения казны пушниной.  
Первыми христианами среди местного населения были те, кто имел тесные связи с прибывшими русскими: кто поступил на государеву службу, вышедшие замуж за русских казаков, «жонки». 
По легенде, в 1641 году с прибытием первых священнослужителей были крещены Семен Дежнев и его супруга Абакаяда.  
В 1663 году при Якутском остроге, который был заложен на левом берегу, основывается Якутский Спасский мужской монастырь. В разное время на территории монастыря были построены две церкви, колокольня, надворные часовни, дом настоятеля, здание монастырской миссионерской школы. В дальнейшем основные строения воздвигались из кирпича. Сейчас это территория Якутского государственного объединенного государственного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. До 1990-х годов на его территории оставались кирпичные монашеские кельи. Впоследствии они были снесены. До наших времен дошли архиерейские покои, выложенные из кирпича, сейчас это основное здание Краеведческого музея.  
Во времена Петра I крещение всячески поощрялось, поэтому для повышения своего социального статуса и привилегий православие распространилось среди верхушки тогдашнего якутского общества. 
Указом от 1 сентября 1720 года новокрещенные коренные жители освобождались от всяких сборов и податей сроком на три года.
В Кангаласской волости новокрещенными князцами стали Борис Эртин и Павел Балгуев.   

В поход, с крестом и верой
С учреждением в 1660-х годах Спасского монастыря в Якутском крае начинается активная миссионерская деятельность. Огромные пространства Якутии, полукочевой образ жизни населения создавали определенные трудности для священнослужителей. 
Как отмечает исследователь православия в Якутии Инна Юрганова, в Якутской области были учреждены две походные церкви – Николаевская и Благовещенская со штатом два священника и два причетника в каждой. 
Священнослужители Николаевской церкви обязаны были совершать поездки в северо-восточную часть Якутской области; походные священники Благовещенской церкви – в северо-западную.  
- Во время своих поездок походные священники обязаны были вести журналы наблюдений и ежегодно предоставлять их на рассмотрение архиепископу, а затем в Синод. В эти журналы должны были заноситься сведения о поездках с указанием расстояний, трудностей и удобства путевых сообщений, описаний мест проживания населения и его численности, его обычаев и состояния нравственности, а также количества крещеных, совершенных треб, православных обрядов. Таким образом, священники зачастую выступали в качестве исследователей Якутского края, - отмечает И. Юрганова. 
Так, священник Благовещенской походной церкви Н. Попов в 1862 году был избран членом Императорского Русского географического общества за «собранные им этнографические сведения… с ниспосланием диплома», отмечается в документах, хранящихся в Национальном архиве РС(Я). 
Чтобы исполнять свои обязанности, священникам приходилось преодолевать огромные расстояния на собаках, оленях, а где и пешком. Поездки длились неделями, а то и месяцами. С местным населением они общались через толмачей, переводчиков. В поздние годы священники уже обходились без них.     
Как отмечают исследователи, массовое крещение местного населения Якутской области произошло в 60-70-е годы 18 века. В эти годы на всей территории Якутии велось строительство церквей и часовен, продолжалась миссионерская деятельность священнослужителей в самых отдаленных округах и волостях. 
1769 год. Указом Якутской ясачной комиссии воспрещалось в ясачных книгах и ведомостях писать языческие имена крещеных якутов. 

Азы образования
Основную роль Церковь сыграла в просвещении, введении грамотности среди местного населения. До открытия гражданских школ первыми учебными заведениями были школы при церквях. Многие будущие известные личности, советские государственные деятели получали азы образования в церковно-приходских школах.    
В 1735 году по предписанию иркутского епископа Иннокентия II при Якутском Спасском монастыре открылась низшая духовная школа. В первый год в школу было принято 10 мальчиков в возрасте 7-15 лет, в основном из детей местного духовенства. Но среди набранных учеников были 6 якутских мальчиков. Школа при монастыре готовила к миссионерской деятельности детей местного духовенства и новокрещеных якутов. 
Однако, не имея средств и нормальных условий, школа работала с перерывами и в 1747 году закрылась. 
В 1789 году в Якутске открылась первая приходская школа. 1 января 1801 года при Якутском Спасском монастыре открылась духовная школа. Программа школы охватывала священную историю, катехизис, русскую грамматику, чтение, письмо. Из 30 первых набранных учеников 20 были якуты. 
В 1819 году Якутская духовная школа была преобразована в Якутское духовное приходское училище. Но это было уже чисто церковное учебное заведение. 
В 1829 году в Якутске открывается гражданское приходское училище. 

Из путевого журнала чукотского миссионера, иеромонаха Дионисия, апрель 1882 г.:
Марта, 25-28 число. Из Н. Колымска выехал в островную крепость и был в уверенности, что в крепость попаду во время, т. е. к Пасхе, но не так случилось.    
29 числа, понедельник. Служили утреню и обедницу. По выходе моем из часовни стали приходить ко мне чукчи и ламуты, и с ними весь день, до самого вечера, провел я в беседах: частию о предметах религиозного содержания, а частию о предметах обыкновенных – житейских, удовлетворяя их любопытство: о приезде купцов, скоро ли они будут, много ли товаров привезут, какая на них цена, что делается в Якутске и проч. 
Вторник. Окрестил четверых детей, исповедал 9 ч(еловек) чукчей, отпел 5 ч. умерших в прошлом годе. Вел беседу еще в двух юртах с крещеными, которые утвердились в вере, учил молиться и непрестанно помятовать о Боге. 
(Из фондов Национального архива РС(Я).   

Первоисточник:
Количество показов: 27

Возврат к списку