Ведутся работы по реконструкции проекта

Иконописцы Якутии: кто они

31.10.2018
Количество показов: 8
Автор: Аркадий Лебедев
Кто украшал и писал иконы для церквей и часовен в Якутии? Широкому кругу читателей о них мало что известно. Между тем за почти 400-летнюю историю православия в Якутии здесь сложились свои династии иконописцев из числа служителей церкви в далеком северном крае.  О них – в традиционной исторической рубрике.
О чем рассказали архивы
Изучением жизни и деятельности служителей церкви в Якутии, строителей церквей и иконописцев, архивных документов разного периода занималась старший научный сотрудник Национального художественного музея РС(Я), Ефросинья Ноговицына. Ее статьи, основанные на исследовании архивных материалов, публиковались в научном историко-документальном журнале «Якутский архив».    

Они были первыми
Первыми иконописцами в Якутии были приезжие мастера Иркутского викариатсва Тобольской епархии, куда относились якутские церкви. 
Иркутский иконописец Михаил Мурзин украшал стены и иконостас Свято-Троицкого кафедрального собора, Спасского мужского монастыря в Якутске. Писал он и для сельских церквей. «Из «Якутских епархиальных ведомостей» узнаем, что «великолепный иконостас в 3 яруса с колоннами, позолотою, написанием икон на весь иконостас и окраскою в известных местах» Амгинской Преображенской церкви был выполнен «верхнеудинским мещанином Мурзиным» за 10 тысяч рублей», - отмечает искусствовед Ноговицына. Как видим, работа была выполнена за большую сумму по тем временам. 
В разных источниках сохранились имена других иконописцев. Например, Дмитрия Ильича Яковлева, тоже из Иркутска. Сведения о нем были найдены в библиографическом словаре «Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 г.)». Д. Яковлев учился в Императорской академии художеств у известного мастера, художника К. Брюллова. Проживал в собственном доме в г. Иркутске, принимал участие в росписи известных храмов, соборов и церквей Иркутской области. 
В истории Якутии имя Д. И. Яковлева выявлено в документах о строительстве Чурапчинской Вознесенской церкви.      

С именем иконописца Д. Яковлева связан один любопытный факт – в 1850 году строители церкви написали на него, как бы сейчас выразились, докладную записку. Оказывается, приезжий мастер Яковлев при росписи церкви в Чурапче написал иконы не на полотне, а на досках, одна из которых оказалась с расщелиной. Строители написали об этом благочинному Н. Запольскому, указав, где его можно найти, и просили, чтобы благочинный помог принудить живописца «написать иконы попрочнее», согласно контракту на выполнение работ.   

Д. И. Яковлев, видимо, не раз бывал в Якутии, отмечает Е. Ноговицына. Например, в 1856 году из Петербурга иркутский живописец Яковлев привез «20 подвижных, на полотнах, иконостасов для часовен, в которых священники совершают литургию при объездах своих приходов» («Летопись города Якутска от основания до настоящего времени (1801-1914)», П. Явловский, Як., 2004 г.).   
Интересные сведения об иконописце, возможно, украсившем Борогонскую церковь, выявлены в работах иркутских исследователей. Иконописец и позолотчик Иван Андреевич Нефедьев (ок. 1772 – после 1841 гг.), в 1811 г. подрядившийся «написать иконы на досках для иконостаса церкви в Борогоновском улусе Якутского ведомства, «да сверх того для алтаря написать Преображение Господне, Божией Матери Введение во храм, Спаса Нерукотворного, коих доски должны быть по одному аршину вышины, крест и Божию Матерь запрестольные, налойный один – двенадцать праздников, один- всех святых, иконостасы вызолотить собственным… двойным золотом и покрыть лаком» (из библиографич. словаря). Тела двух иконостасов для этого храма и доски для икон местного чина изготавливал иркутский мещанин Петр Поплевскин, за которого при подписании контракта в мае 1811 г. поручился сам И. А. Нефедьев. 
В это же время в Якутске жил и работал другой иркутский иконописец Прокопий Иванович Одуевский (ок. 1785–1822 гг.). Но, к сожалению, неизвестно, для каких церквей он написал иконы. В 1807 году резчик иконостасов Аввакум Евдокимович Быков (1748-1810 гг.) получил разрешение на выезд в город Якутск и пробыл у нас три года.       

Неизвестный мальчик живописец-копиист
Искусствоведам Якутии известны имена некоторых якутских иконописцев: Алексея Рындина, Афанасия Новгородова, И. Сивцева-Мытыйыкы, Анастаса Бурнашева, Петра Заболоцкого, И. В. Попова (З. Иванова-Унарова, «Якутская живопись: от иконописи к этномодерну», Як., 2009 г.). Но, должно быть, их было больше, - отмечает старший научный сотрудник НХМ республики Ефросинья Ноговицына.      
В ноябре 1857 г. в Якутске объявился «глухонемой якутский мальчик, лет 16, оказавшийся отличным живописцем-копиистом, достигшим этого искусства самоучкою, без посторонней помощи. Для работы он употребляет две камышовые палочки, им же самим приготовленные». Известно, что губернатор Штубендорф взял его под свое покровительство, сделал представление в Петербург, чтобы дать ему возможность усовершенствовать там свое искусство. Вместе с представлением губернатор отправил его рисунки и рисовальные принадлежности («Летопись города Якутска от основания до настоящего времени (1801-1914)», П. Явловский, Як., 2004 г.). К сожалению, о судьбе этого мальчика больше ничего не известно.    

В 1895 году в Якутской епархии числилось 249 церквей и часовен, из них 9 каменных и 214 деревянных зданий. 

«…жизни трезвой, скромен, деятелен» 
Протоиерей Русской православной церкви, миссионер Якутской области Н. Запольский был благочинным сельских церквей, лежащих по северо-восточной стороне реки Лены. В 1845 году он следил за строительством Ытык-Кельской церкви. Однажды благочинному доложили, что строитель Иван Сысолятин не внес в книгу расходов материалы на 1 500 рублей, полученных от родоначальников. Через некоторое время, в январе 1846 г., выбрали другую бригаду строителей, и уже в феврале того же года Н. Запольский рапортовал, что осталось покрыть крышу и закончить внутреннюю отделку церкви… Знакомая ситуация, не правда ли? И в наши дни заказчики объектов сталкиваются с подрядчиками, не справляющимися с объемом работ по контрактам. 
Благочинный также сообщил и о том, что иконостас и священные образа для церкви в Ытык-Кюеле заказаны в Иркутске. Никита Запольский также ходатайствовал в Иркутскую епархию, чтобы в этом храме был «особый причт, местный, особенно священников».          
В другом рапорте миссионер Н. Запольский сообщает, что в Ытык-Кюельской церкви изъявили желание служить диакон Стефан Громов из Никольской церкви и дьячок Алексей Охлопков из Троицкого собора. Сам благочинный хотел, чтобы в новом храме служил Охлопков, т.к. он «жизни трезвой, скромен, деятелен и с довольном достаточным понятием о долге звания своего» (из фондов Национального архива РС(Я)). 
Но первым священником Ытык-Кюельской церкви стал Федор Симеонович Карамзин, вторым был будущий протоиерей Димитриан Попов. 

Об общем состоянии художественного убранства церквей заречных улусов в 1916 году можно узнать из сообщения врача Якутской области Георгия Ивановича Петрова. В архиве сохранилась только выписка из его письма, но по тону автора можно предположить, что врач писал в адрес Статистического комитета. Он побывал в Бютяйдяхской церкви и выразил беспокойство по поводу того, что там малярами и «художниками» замазываются древние лики. Подобное отношение к иконам старого письма было в Борогонском, Баягантайском и других улусах. 
Видимо, сам Г. Петров интересовался проблемами сохранения памятников старины, т.к. знал, что «музей Императора Александра II с большой охотой и расходами собирал такую старину по реке Ангаре». Далее он сообщает, что «в Баяге я видел как в старинные бумаги, в дела 1760-1800 гг., завертывали масло. Несколько таких улусных дел из погибшего архива за гроши приобрел для себя». Письмо Г. Петрова заканчивается словами: «хранить старину, собирать их в музей – вот ваша первая задача» («Летопись города Якутска от основания до настоящего времени (1801-1914)», П. Явловский, Як., 2004 г.). 


В следующих номерах мы продолжим рассказ о священнослужителях Якутской области, иконописцах, что стало известно из архивных документов того времени.             
Первоисточник:
Количество показов: 8

Возврат к списку