Ведутся работы по реконструкции проекта

В небе Якутии – Исполкомовская авиация

09.11.2018
Количество показов: 12
Автор: Аркадий Лебедев
Транспортная доступность всегда была проблемой Якутии. И сейчас, в 21 веке, в отдаленные населенные пункты республики, как пелось в песне, «только самолетом можно долететь».
Но с чего-то же все начиналось, кто-то же прокладывал первые воздушные пути в райцентры? О первых авиарейсах в районы Якутии, местных воздушных линиях - в нашей исторической рубрике.  
Как для Якутии выделили свои самолеты 
В феврале 1934 года в Москве был рассмотрен вопрос транспортной проблемы ЯАССР. Президиум ЦИК СССР отмечает, что «отставание транспорта Якутской АССР уже становится фактором, тормозящим развитие производительных сил республики, прежде всего развития золотой промышленности, пушного хозяйства и эксплуатации залежей олова и мышьяка». 
В своем постановлении «О транспортной проблеме Якутской АССР» Совету народных комиссаров ЯАССР поручили: довести авиапарк на линии «Иркутск – Якутск» до 10 самолетов; построить авиалинию (сухопутную, от Якутска на Алдан с вводом в эксплуатацию в начале 1935 г.). И, самое главное, для организации внутрирайонной связи в распоряжение ЯАССР в 1934 году передали два самолета. Отметим, что в те времена была только одна авиалиния Якутск – Иркутск, полеты по которой выполняли самолеты Сибирской воздушной линии, позднее Якутской линии Гражданского воздушного флота, ГФЛ. Полеты в районные центры были эпизодическими. Созданная Исполкомовская авиация стала выполнять полеты по местным воздушным линиям. Она стала своего рода «малой авиацией» того времени.     

Переданные в распоряжение и в подчинение властей Якутии самолеты, называли Исполкомовской авиацией. Они базировались на сухопутном аэродроме, построенном и оборудованном к августу 1935 года. Сухопутный аэродром  был размером 450 на 500 метров, здесь были построены ангар на 2 самолета, тепляк для разогрева мотора и водомаслогрейка. Первый аэродром находился примерно на том же месте, где сейчас расположен современный. Первым начальником Якутского аэродрома был В.И.Замаратский, первым пилотом – П.С.Кудицкий, авиатехником – Р.А.Эстеркес.        
Летом 1936 года на барже по Лене в Якутск прибыли самолеты для исполкомовской авиации – АИР-6 и У-2 (По-2).  
Вот что он пишет о начале первых полетов Исполкомовской авиации, историк авиации Якутии, писатель Иван Негенбля. 
«Из-за отсутствия аэродромов в районных центрах, производственные полеты в 1935 году не выполнялись. По указанию управделами СНК ЯАССР И.Ф.Кочайцева в Намском, Таттинском, Амгинском и Чурапчинском районах приступили к подготовке посадочных площадок, завозу в райцентры бензина и авиамасла. C середины февраля 1936 года Исполкомовская авиация начала первые полеты в районы».  

Первые полеты в райцентры
14 февраля пилот Кудицкий и авиатехник Эстеркес выполнили первый рейс в Намцы. 
Вот как писала об этом событии «Социалистическая Якутия» в 1936 году: «Расстояние в 100 км самолет под управлениям Кудицкого покрыл за 50 минут. На самолете были доставлены свежие газеты «Соц.Якутия», а также срочная почта. Прилет самолета превратился в Намцах в настоящий праздник. Несмотря на 40-градусные морозы, на посадочную площадку, находящуюся в 2,5 км от Намцев, собрались почти все жители, трудящиеся близлежащих наслегов…».
18 февраля самолет совершил рейс в Амгу, 200 км при попутном ветре были преодолены за 1,5 часа  
«Делая круги над Амгой, самолет сбросил номера газеты «Социалистическая Якутия» за 18 февраля. На митинге по случаю прилета самолета присутствовали более 600 человек. Приветствовали секретарь райкома Львов, представители РИК и райкомола. Ответную речь сказал летчик Кудицкий. Активную помощь для первого авиарейса в Амгу оказал колхоз «Победа». Место для аэродрома было выделено из колхозных пашен, а по прилету летчиков накормили обедом» (из кн. В.Пестерева «Хроника авиации Якутии (1921-1987)», Новосибирск, 1997 г.).
26 февраля был сделан полет на Чурапчу. Так была открыта еще одна линия. Перелет до Чурапчи составил 1 час 10 минут. В Чурапче еще принимали по телеграфу извещение о вылете к ним самолета, а он уже кружил над ней. Погода стояла морозная, туман. В Чурапче также состоялся митинг по случаю прилета первого самолета. 
В эти же дни летчик Г.С.Бенкунский и техник Г.Г.Балканов перегнали из Иркутска в Якутск третий самолет для Исполкомовской авиации. – АИР-6. В пути экипажу пришлось усовершенствовать самолет для дальнейшей эксплуатации в условиях Якутии: утеплили капот, поставили увеличенные козырьки на цилиндры, передние боковые стекла пилотской кабины сделали раздвижными, устроили калориферы для подогрева амортизаторов шасси. 
Зимой 1936 года летчик Бенкунский на самолете «АИР-6» доставил в Амгу героя Гражданской войны К.Байкалова.   
3 марта два самолета исполкомовской авиации с пассажирами вылетели в Ытык-Кюель и обратно. Расстояние 500 км пройдено в оба конца за 3 часа 30 минут. На обратном пути самолет доставил стахановца Сидорова из Ытык-Кюеля в Чурапчу. Отметим, что раньше из Якутска до Ытык-Кюеля на лошадях добирались три дня. 
С 1 марта по 15 апреля 1936 года на самолете «АИР-6» летчик Бенкунский сделал 72 рейса: в Амгу – 34, в Чурапчу – 22, в Намцы – 10, в Татту – 4, по 2 рейса в Усть-Маю и Синск. Перевезено 64 пассажира, не считая почты и груза.  
Налетано 107 часов без аварий, покрыто 14 тыс. километров. Самолеты в районы летали уже не эпизодически по необходимости, а по расписанию.  
С конца мая 1936 года Исполкомовская авиация открыла летнюю навигацию: Бенкунский выполнил рейс из Якутска в Усть-Маю на У-2 с поплавками, т.к. большинство райцентров ЯАССР не имели сухопутных площадок. 

Воздушные «рабочие лошадки»
За 1936 год, за первый неполный год своего существования, два самолета исполкомовской авиации Якутии – «АИР-6» и «У-2» налетали 581 час, перевезли 225 пассажиров и 1485 кг почты и грузов. За всю навигацию не допущено ни единой аварии и поломки. Вот их имена. Первые полеты выполнили П.С.Кудицкий и авиатехник Р.А.Эстеркес. Начальник Исполкомовской авиации Г.П. Афинский, назначен в июле 1936 г., он же – пилот. Пилот Г.С.Бенкунский, авиатехники Г.Г.Бакланов и Ф.У.Тащенко и два ученика-моториста. 
Уже в первый год работы самолеты Исполкомовской авиации выполняли специальные задания: весной вели ледовую разведку на Лене, предупреждая о заторах и наводнениях; в пожароопасный период патрулировали леса; совершали санитарные рейсы в районы. Эти же задания, которые 80 лет назад ставились перед летчиками Исполкомовской авиации, сейчас выполняют пилоты авиакомпании «Полярные авиалинии». Они же выполняют пассажирские авиарейсы в северные, арктические улусы Якутии, в отдаленные села и наслега, где самолет по-прежнему остается единственным видом транспорта.   
***
В следующем номере – продолжение рассказа об Исполкомовской авиации 1930-х годов Якутии; почему она просуществовала всего два года, что стало причиной ее упразднения. 

Первоисточник:
Количество показов: 12

Возврат к списку