Прирастет ли Россия трудовыми мигрантами?

22.05.2015
Количество показов: 31
Правозащитники предлагают распространить упрощенный порядок получения российского гражданства не только на беженцев из Украины, но и раздать российские паспорта трудовым мигрантам из стран СНГ.
Конфликт на Украине породил множество проблем и для украинцев, и для их соседей, включая Россию. Одна из наиболее острых – проблема беженцев. Точнее, что и как делать с гражданами соседней страны, нашедшими убежище на российских просторах, – предоставлять ли им гражданство России или временный вид на жительство, в какие сроки, на каких основаниях. В Совете по правам человека при Президенте России (СПЧ) считают, что украинские граждане, уехавшие в нашу страну из-за войны, стали заложниками российской бюрократии. Мол, чиновники нередко затягивают решение вопросов, связанных с предоставлением жилья, оформлением статуса беженцев, выдачей разрешений на работу и прочими формальностями. Однако это требования действующего российского законодательства, которое чиновники хорошо или плохо, но лишь исполняют. Тем не менее, предложения, призванные изменить ситуацию, готовятся. И некоторые из них весьма неоднозначны.

Например, есть идея еще больше упростить для беженцев из Украины процедуру получения российского гражданства. Сегодня обязательным условием его приобретения является отказ претендента от прежнего гражданства. Но это во многом зависит от желания органов власти той страны, которую человек намерен покинуть. Не каждое государство позволяет своим уроженцам отказаться от гражданства. Именно поэтому за прошлый год единицы среди украинцев сумели получить гражданство России, считают в СПЧ. И у правозащитников, чиновников и депутатов Госдумы есть намерение исключить из закона это требование. Предполагается, что людям больше не понадобится справка о прекращении украинского гражданства, а будет достаточно обратиться с просьбой о получении гражданства в российские компетентные органы. Однако у этой идеи есть настораживающее продолжение: этот же принцип предлагается распространить и на приезжих из других безвизовых стран СНГ. 

Эксперты уже называют идею об упрощенном гражданстве палкой о двух концах. С одной стороны, возникают традиционные опасения, что если в какой-то регион хлынет большое количество мигрантов, но уже с паспортами граждан России, то там увеличится безработица, а значит, и негативный настрой местного населения. Наглядный тому пример – ситуация в Якутии, жители которой не очень рады наплыву гастарбайтеров. И это уже приводило к стихийным митингам протеста. С другой стороны, такой подход может вывести массу приезжих, которые и так уже находятся в России, из «серой» зоны. Их легализация подразумевает официальное ведение ими трудовой деятельности, уплату налогов, возможность получения должностей в госучреждениях и даже их участие в выборах. 

Но рост социальной напряженности среди местного населения из-за наплыва мигрантов – не единственный риск, который несет широкое применение упрощенного порядка получения гражданства. Специалисты считают наибольшей угрозой в сфере миграции не само количество нелегалов, а появление новых и нелояльно настроенных к нашей стране граждан. Примеров тому достаточно в Западной Европе, где часть населения, имеющая полный объем гражданских прав, не имеет при этом культурной лояльности к этим странам. Это выливается в этнические погромы, бунты – и в итоге формируется общество, разделенное на общины, которые относятся друг к другу с плохо скрываемой враждебностью. Если идти по пути принятия в гражданство большого числа выходцев из инокультурных регионов – например, из мусульманских государств Средней Азии, то это уже не будут простые гастарбайтеры, озадаченные преимущественно выживанием, поиском работы и предъявляющие минимум политических претензий к обществу. В качестве граждан они будут гораздо более активны в лоббировании своих групповых интересов. Поэтому, считают эксперты, нужно, наоборот, резко и существенно повышать барьер натурализации. Политика предоставления гражданства России должна быть избирательной – например, приоритет должен отдаваться русскоязычным людям. Сейчас многие государства проводят такую политику, и никто ни разу не посчитал ее дискриминационной.

Остается надеяться, что при принятии решений в таких деликатных сферах, как миграция и межнациональные отношения, будут тщательно взвешены все «за» и «против». Чтобы в отношении результатов их реализации не пришлось в очередной раз вспоминать ставшие бессмертными слова российского премьера Виктора ЧЕРНОМЫРДИНА о том, что «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Количество показов: 31