Выбирать будем по кодексу

10.01.2017
Количество показов: 64
Правовые нормы, регулирующие все выборы в стране, сведут в единый документ – Избирательный кодекс.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации готовит реформу избирательного законодательства. Идея проста: собрать сложное, иногда противоречивое законодательство в один стройный, четкий, связанный единой логикой документ в виде избирательного кодекса. Сейчас в России действует сразу несколько законов, регулирующих выборы. Базовый – это рамочный федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Однако выборы депутатов Государственной Думы подчиняются уже другому закону. Как и выборы главы государства, которые так же регламентирует отдельный закон. При этом в каждом субъекте Российской Федерации есть свои законы о выборах регионального законодательного органа и губернатора. Немудрено, что споры о порядке и результатах народного волеизъявления так и не утихают. Сейчас Центризбирком готовит собственные предложения на этот счет, и собирает их от участников избирательного процесса, которые председатель ЦИК РФ Элла ПАМФИЛОВА намерена представить президенту России Владимиру ПУТИНУ в декабре. Предложений будет много. И наверняка они будут и противоречивыми, и, порой, взаимоисключающими. Например, «соколы Жириновского» намерены настаивать на введении жесткой пропорциональной избирательной системы. Говоря проще – упразднить выборы депутатов по одномандатным округам. Еще одно новшество от ЛДПР состоит в ограничении результатов партии на выборах «потолком» в 40%, чтобы никто не мог претендовать на «монополию во власти». Также либерал-демократы хотят потребовать повсеместного использования автоматизированных комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов) и запретить ночной подсчет голосов. Что касается выборов главы государства, то ЛДПР хочет оставить право на выдвижение кандидата в президенты России только парламентским партиям. «Справедливая Россия» рассчитывает побороться за перенос даты единого дня голосования и изменение порядка формирования избирательных комиссий. По мнению «эсеров» это должно повысить доверие, как к самим выборам, так и к их результатам. Свои предложения готовят и в «Единой России», и в КПРФ, но эти партии их пока не комментируют. Непарламентские партии также представят свой взгляд на то, каким должно быть избирательное законодательство. Так, «Гражданская платформа» предложит отменить сбор подписей для регистрации кандидатов на выборах, если партия представлена в Госдуме хотя бы одним одномандатником. Сейчас возможность обойтись без этой процедуры дает только прохождение депутатов в парламент по партийным спискам. Кроме того, в ГП хотят обсудить финансовую господдержку партий и депутатов-одномандатников, представленных в Госдуме. Сегодня на финансирование из госбюджета могут претендовать лишь те партии, которые на выборах в парламент страны набирают не менее 3% голосов избирателей, а о господдержке депутатов-одномандатников в законодательстве и вовсе ничего не сказано. «Патриоты России» также считают механизм сбора подписей устаревшим. Кроме того, партия обеспокоена вопросом противодействия административному ресурсу, который может оказывать давление на избирателей. Свою лепту в подготовку предложений по совершенствованию избирательного законодательства внесут и эксперты. Часть из них пересекается с идеями политических партий, например – по оснащению участков электронными системами подсчета голосов – КОИБами и комплексами электронного голосования (КЭГами). Еще в 2011 году для этого была принята соответствующая президентская программа, но она с 2014 года не действует из-за сокращения финансирования. Однако специалисты хотят пойти дальше, и намерены предложить внести в Избирательный кодекс четкие правила составления списков избирателей, образования избирательных округов и избирательных участков. Звучат идеи о возврате к практике участия в выборах избирательных блоков, которые могут формироваться разными политическими партиями. Кроме того, по мнению экспертов, требуют уточнения система, статус и порядок формирования избирательных комиссий, порядок выдвижения и регистрации кандидатов, избирательных объединений. Есть вопросы к правовым нормам, определяющим статус зарегистрированного кандидата и возможным, связанным с ним ограничениям. Более четкими должны стать правила информационного обеспечения выборов и агитации, основные принципы финансирования избирательной кампании и порядок обжалования нарушений избирательного законодательства. Доработки требуют и отдельные правовые нормы, которые сейчас в законодательстве о выборах не отражены. Например, эксперты считают, что отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием для лишения гражданина его избирательных прав. Однако действующие законы не позволяют включать в списки избирателей тех, кто не имеет регистрации или возможности получить открепительное удостоверение. Все предлагаемые нововведения требуют широкого и профессионального обсуждения, которое уже идет. Однако времени для этого немного. За год до президентских выборов вносить изменения в избирательное законодательство не рекомендуется – чтобы не подрывать доверия избирателей и общественных институтов, как к самой процедуре выборов, так и к их результатам. Поэтому усилия Центризбиркома по наведению порядка в электоральном правовом поле наверняка найдут поддержку власти, ведь речь идет не о революции в избирательном законодательстве, а о его совершенствовании. Ожидается, что Избирательный кодекс может появиться уже весной будущего года.
Первоисточник:
Количество показов: 64