Константин Костин: политиков не выращивают в пробирках

06.10.2017
Количество показов: 32
Автор: Иван Андреев
Прошлогодние выборы в Госдуму дали старт большому политическому циклу, который завершится выборами главы государства в 2018 году. О его особенностях в интервью одному из информационных агентств говорит глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин, выдержки из которого мы публикуем.

- 2017-й — последний год перед выборами президента. Считается, что одной из задач политтехнологов станет необходимость повышения явки, так ли это?

- Явка - это явление, которое окружено большим количеством мифов. Единственный фактор, который всегда влияет на показатель явки, — это уровень выборов. Чем он выше, тем выше явка. Некорректно сравнивать, как это делали наши «умные» политобозреватели, явку в Великобритании или в Германии на выборах в парламент, и на наших. Потому что у нас республика президентская, а там парламентская. Там в ходе парламентских выборов решается вопрос о верховной власти. То есть выбирают не только законодательную, но и высшую исполнительную власть. А у нас самая высокая явка — это выборы президента. Потому что это выбор судьбы на длительное время.


- После парламентских выборов сменился куратор внутренней политики: в Кремль пришел Сергей Кириенко. Что-то изменилось с этого момента во внутренней политике России?

- Я хочу сказать, что приоритеты внутренней и внешней политики определяет президент РФ по Конституции. А администрация президента — это орган, который обеспечивает реализацию полномочий. То есть это рабочий аппарат президента. Так что никаких изменений в политике тут быть не может, а если вы говорите о смене стиля и подхода, то да, они есть. Это логично и естественно. Так бывает всегда.


- Уже понятно, какой будет главная повестка на президентских выборах? Какие задачи, на ваш взгляд, придется решать политическому блоку Кремля? Это будет работа на высокую явку, на легитимность, на социальные настроения, создание интриги с кандидатами?

- Я сторонник подхода, что политиков не выращивают в пробирках. Идея, что появится политик, которого мы до сих пор не видели на небосклоне, и он вдруг сильно добавит явку и приведет людей на выборы, — это миф. Это невозможно. И то, что в последнее время в околополитических кругах на эту тему звучат подобные умозаключения — это просто попытка напустить тумана и что-то выторговать. Я сказал, что на явку влияет уровень выборов. Президентские выборы — это самый высокий уровень, и это фундаментальный паттерн. А различные факторы – политические, экономические, социальное самочувствие граждан, уровень оптимизма или пессимизма – имеют на явку второстепенное влияние, и, в зависимости от контекста, могут оказывать как повышающее, так и понижающее воздействие. Мне кажется, что надо исходить из того, что интрига выборов — это то, кто из непарламентских партий сумеет выдвинуть своего кандидата. И все.


- Некоторые представители несистемной оппозиции уже заявили о своем желании идти на президентские выборы.

- Еще кот Барсик есть. Весь этот парад кандидатов больше чем за год до выборов – просто информационный шум. Но если говорить серьезно о легитимности, о доверии к выборам — тут крайне важно не только наличие в бюллетене кандидатов, представляющих интересы больших электоральных групп, но и открытость процедуры. Вспомните хотя бы камеры на участках, которые были в 2012 году — это очень удачное решение, которое сняло массу вопросов и остановило любителей покричать. Каждый человек мог зайти на сайт и посмотреть, что происходит на том или ином участке на самом деле.


- А не вызовет ощущение усталости у избирателей, если на выборы снова пойдут Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Григорий Явлинский?


- Некоторые наши парламентские партии, ЛДПР в меньшей степени, а вот КПРФ — в большей, находятся в кризисе. Но большие партии, даже в не лучшем состоянии, имеют гораздо больший электоральный потенциал, чем любые новички. Надо понимать, что население в России очень консервативно: мы до последнего не хотим ничего менять и склонны доверять тем, кто себя уже как-то зарекомендовал. И те, кто предлагает альтернативу, должны были быть ярче и убедительнее. Но негативная эмоция после парламентских выборов никуда не делась. И управление этой негативной эмоцией — крайне важная задача.

Первоисточник:
Количество показов: 32