Александр Чиряев: Не загоняйте детей в рамки «должного»

15.04.2019
Количество показов: 8
Автор: Матрена Кондратьева

Интересный феномен. С некоторых пор небольшая пригородная средняя школа №12 Якутска пользуется невероятным успехом у детей и их родителей. Многие хотят попасть именно туда в физико-математический класс. А став ее учениками, дети добиваются отличных результатов, становятся победителями и призерами предметных олимпиад не только в столице, но и в республике и России. Но это не самое главное их достижение.

Путь в профессию

«Быть учителем – таково, думаю, мое предначертание. Я ведь вырос в семье педагогов. Мой отец – заслуженный учитель РС(Я), основатель музея народной педагогики в селе Оросу Верхневилюйского улуса», — рассказывает учитель математики Александр Чиряев. Словом, иного пути у него не было.

Средний из восьми детей Александр рос любознательным и смышленым. И немудрено, в семье царил настоящий культ книги. Это были в основном тома классической литературы и энциклопедии, которыми домочадцы с упоением зачитывались.

Много позже, во время очередной экспедиции, рассказывая ученикам о видах скреперной техники, он с удивлением понял, что знания, почерпнутые в домашней библиотеке еще в детстве, неожиданно всплыли из глубин памяти. Вот почему учитель уверен, что не надо торопить события, требовать, чтобы дети сразу все запоминали и выдавали знания на-гора: придет время, и они обязательно ими воспользуются. Человек учится всему на протяжении всей жизни. А знания, он уверен, имеют накопительный эффект.

«Не бойтесь перегружать ребенка. Учебный труд не настолько тяжек, чтобы его невозможно было осилить. Перегрузка – это когда человек не умеет работать», — объясняет Александр Константинович.

В чем же фишка учителя Чиряева? Ответ, как ни странно, прост и лежит на поверхности. Он не делит учеников на способных и неспособных, одаренных или не очень, склонных к математике или нет. Занимается со всеми, увлекает многих. Успехи в математике, физике демонстрируют практически все его подопечные. Но попасть к нему есть шанс только у мотивированных к учебе и знаниям детей. Этому предшествует долгий разговор с родителями, и порой эти беседы длятся несколько дней. Ему важно понять мотивы, предпочтения, цели как ребенка, так и взрослых. А доверившись, как правило, он работает со всеми. Незамеченным и невостребованным не остается никто.

Школа жизни

Долгие годы педагог задавался вопросом: как развить детей и не обучать их по шаблону, сломать устоявшиеся рамки, как соединить воедино знания и воспитание? Так родился его проект с условным названием «Школа жизни». Дети, прошедшие с ним этот путь, съели не один пуд соли, прошагали не один десяток километров, прежде чем полюбить жизнь во всех ее проявлениях, научиться бережно относиться к природе, друг к другу, почитать предков.

Популярный маршрут на знаменитые Ленские столбы Чиряев вместе с учениками проторил еще лет десять назад. Добирались туда они пешком по нехоженым еще тропам, прокладывая себе путь по снежному насту, по дороге изучая древние петроглифы на скалах, исследуя местные музеи, познавая историю родного края.

Опытный педагог уверен, в воспитании детей школа должна работать в тесной связи с родителями.

«Не секрет, что они участвуют в школьных делах чисто номинально: сдают деньги на мероприятие, прибегают на родительские собрания, организовывают утренники и так далее. Это разовая помощь, — считает он. — Родители не должны быть сторонними наблюдателями школьной жизни своих детей, их надо активно вовлекать в процесс воспитания».

А что объединяет людей? Общее дело. Этим делом и стали его летние школы, экспедиции по родной республике.

Путешествия – это жизнь

«Путешествия – моя жизнь. Меня всегда манил путь поиска, исследования жизни, — говорит Александр Чиряев. — Пусть он с сомнениями, переживаниями, но, если родители разделяют мои увлечения, значит, мы в одной упряжке. У нас общая цель – воспитание детей».

Вот почему в его экспедициях участвуют все ученики физматклассов, то есть с пятого по одиннадцатый. Массовость – еще одна главная составляющая успеха. Здесь нет отстающих, нежелающих. И немудрено, кому охота стоять в сторонке, когда все с увлечением готовятся к предстоящему захватывающему событию?

Но учитель не скрывает, что порой приходится заставлять. Однажды один наотрез отказался идти в театр. «Там скучно!» — твердил пацан. Но такое не прокатывает с Александром Константиновичем, мальчику пришлось идти со всеми на спектакль. «Какой же я был дурак, что, не зная, отнекивался. Многого бы я не узнал!» — сказал он после представления. Такие моменты дорогого стоят.

Или вот однажды после заключительной экспедиции на Момские хребты десятиклассница поделилась: «Теперь точно знаю, куда привезу своих детей! Как можно жить, не зная и не ведая такой красоты, не вдыхая запах луговых трав, не почувствовав силы вольного ветра, не увидев эти гордые вершины, не познав кочевую жизнь оленеводов!»

«В путешествиях мы проживаем маленькую жизнь, — считает педагог.  —  Во время этих образовательных маршрутов, кроме новых знаний, дети учатся элементарным вещам: разжигать костры, варить еду, подставлять плечо другу, быть сильными, выносливыми, находить пути решения любой проблемы».

Со смехом вспоминает, что в первые поездки дети даже брали с собой бутыли с чистой водой и чистили зубы только ею, ныли, что комары достали.  Настолько городские дети не были подготовлены к походным условиям. Зато теперь девчонки и мальчишки точно не пропадут в тайге и никакой комар им не помеха!

Одно из требований педагога – умение хорошо плавать. Он их учит держаться на воде, так что к старшим классам все – неплохие пловцы.

Очередное правило – в конце каждого дня они делятся наблюдениями, впечатлениями, находками.

«Я уверен в них, знаю, каждый горой за друга. Верю, и во взрослой жизни они будут такими честными, умелыми, сумеют влиться в любой коллектив. И это здорово!» – говорит Александр Константинович.

Так, цель учителя — показать детям красоту родного края попутно решает многие другие моменты: жизненные, воспитательные, нравственные.

Музей в чемодане

У каждого класса — свой маршрут, своя цель. Пятиклассники отправляются на три дня в пеший поход по аласам Мегино-Кангаласского улуса. Ведь в древние времена якутские семьи селились на аласных угодьях. Вот так дети познают прежний уклад жизни предков. Маршрут обширный. Пятиклассники осматривают музеи, посещают родину первого академика среди народа саха Владимира Ларионова – село Ломтука и многое другое.

Шестиклассники уже едут на пять-шесть дней. Их путь пролегает через долину Эркээни в Хангаласский улус. Там не менее интересные места: зоопарк «Орто Дойду», уникальный памятник природы, ледник Булуус, Турук Хайа, водопад Кюрюлюр. Один день с ребятами проводит местный учитель, краевед Прокопий Романович Ноговицын, общение с которым несомненно оставляет след в душах детей. Его познания воистину обширны, а музей, помещающийся в его чемоданчике, уникален.

Не раз подростки становились участниками новых открытий. Однажды они обнаружили ирисы с белыми цветами, редкое явление для наших мест, а также «венерин башмачок» — орхидею с желтыми цветами.

От Турук Хайа до Кюрюлюра около семнадцати километров. Дети обязаны пройти этот путь пешком самостоятельно. В первый раз родители возмутились такому обстоятельству, ведь сами они проехали до назначенного пункта на машине. Им претила мысль оставлять детей одних, кто-то жалел сына, не успевшего плотно позавтракать.

«Кто, вы думаете, подошел первым?» — спрашивает Александр Константинович.

Сын отца, возмущавшегося больше всех. А вторым пришел тот самый голодный ребенок. Причем у обоих было столько сил и энтузиазма, что они не хотели даже передохнуть, предлагая продолжить путь.

«Мы балуем детей, загоняем их в рамки того, как должно быть, по нашему разумению. Уверен, только в коллективе, только в кругу своих сверстников дети раскрываются, стремятся быть лучше. Позже этим пацанам не было равных в республике на олимпиадах по математике, физике, химии. Они выросли уверенными в себе, сильными. У детей много энергии, возможностей, главное, направить их в нужное русло, —делится педагог. —Ничто не сравнится с радостью победы, преодоления своих слабостей. Этому я учу их».

После седьмого класса они едут в промышленный Алданский район, где знакомятся с железнодорожной линией Томмот-Кердем-Нижний Бестях, посещают объекты золотодобывающей промышленности, изучают их влияние на экологию. Кроме этого, знакомятся со спецификой работы специалистов горнодобывающей промышленности и железнодорожного транспорта, а также с укладом жизни и традиционными промыслами коренных народов.

Таттинский улус – колыбель якутских писателей. Именно здесь родились многие известные люди республики. После восьмого класса маршрут пролегает именно туда.

Обязательная остановка – село Баяга, где они гостят у народного мастера-кузнеца Бориса Неустроева – Мандар Уус. Мальчики возвращаются оттуда с обязательным атрибутом якутского мужчины – якутским ножом, который куют сами под непосредственным руководством мастера. Девочки тем временем мастерят изделия из бересты.

Встречи с такими значимыми людьми педагог считает своим достижением. Их мысли, слова, поступки, жизнь и деятельность оставляют в юных душах неизгладимый след. Вот почему эти встречи неизменны.

Путешествие девятиклассников длится две недели. Они знакомятся с экосистемой Вилюйского региона, обычаями и традициями народа на примере праздника Ысыах в селе  Сунтар,  добычей полезных ископаемых (газ, соль, цеолит, алмаз), Вилюйской и Светлинской ГЭС, уникальными краеведческими музеями.

Учитель вспоминает, как их не хотели поначалу пускать на Вилюйскую ГЭС. Дали ровно двадцать минут на осмотр. Правда, экскурсия продолжалась ровно два часа. Так дети были заинтересованы, так горели их глаза, так много вопросов они задали, что мастер сам не заметил, как пролетели часы. И так во всем. Многие отмечают пытливость, любознательность юных чиряевцев. Каждый с блокнотом и ручкой, они записывают свои наблюдения, рассказы гидов, а позже публикуют заметки в республиканских детских газетах «Кэскил» и «Юность Севера».

И конечный маршрут после десятого класса – Момские хребты. Лучше гор могут быть только горы.

Кстати, у педагога есть еще и летняя школа. Ее отличие: здесь все роли, начиная от завхоза заканчивая директором, выполняют школьники. Вот такая самоуправляемая школа, школа жизни.

Чиряевский круговорот

Александр Чиряев мечтает о своей авторской школе. Там он хотел бы продолжить принципы и методы работы народного учителя СССР Михаила Алексеева, основоположника физико-математического движения в республике. Конечно же, она будет с якутским языком обучения. Он уверен, знание родного языка – основа развития любого человека. Вот и в своих физико-математических классах он начинает обучение с языка, что некоторые поначалу возмущались, мол, мы поступили в физматкласс или гуманитарный? Но сейчас его ученики – самые читающие в школе.

Педагог считает, что давно назрела тема воспитания ребенка-саха в городских условиях. Ведь издревле народ саха жил в тесной связи с природой, которую теряют горожане.

«Природа-мать обладает великой силой, воздействие которой на человека огромно. Даже простая прогулка в лесу имеет мощное воздействие, воспитательный эффект, — говорит он. – Мальчишки и девчонки меняются на глазах, и я это вижу».

«Чтобы детям было хорошо», — часто повторяет Чиряев в разговоре. Он это доказывает на деле. Иначе чем объяснить, что у учителя не бывает свободного времени вне школы, а положенный отпуск летом он проводит с ними в познавательных экспедициях по родной Якутии?

«Человек счастлив тогда, когда видит позитивные итоги своей деятельности. Дети вдохновляют меня, а я вдохновляю их в ответ. И делаю это вполне осознанно, потому что знаю: если вкладываешься в отношения, то отдача обязательно будет.  И этот круговорот помогает мне жить и работать».

Источник: газета «Якутия»

Количество показов: 8


Возврат к списку