Елена Голомарева: Призываю якутян принять участие в обсуждении вопроса о судьбе малокомплектных школ

09.07.2019
Количество показов: 7
Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева озвучила предложения по внесению изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам реорганизации и закрытия школ.
 

 

Значительные изменения в правовом регулировании образовательных отношений связаны с новыми характеристиками статуса малокомплектных образовательных организаций. Если ранее предполагалось, что этот статус определяется субъектами Российской Федерации, исходя исключительно из наполняемости классов, то сегодня это полномочие также осталось у регионов, но установлены дополнительные критерии, которые могут быть взяты за основу при определении правового статуса малокомплектной школы. Однако пока не все субъекты Российской Федерации используют критерии удаленности образовательных организаций от иных образовательных организаций и транспортной доступности. Сохраняется ориентация исключительно на численность учащихся.

 

Напрямую федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вопросы реструктуризации сети малокомплектных образовательных организаций не регулирует. Не содержится в нем и определение данного понятия.

 

Предусматривается, что для малокомплектных школ и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

 

Таким образом, особый статус малокомплектных школ и нормы, позволяющие на уровне субъекта федерации определять особый порядок их финансирования, сохраняется.

 

В связи с этим, исходя из интересов арктических районов, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева вносит свои предложения.

 

Парламентарий отмечает, что на январском совещании педагогических работников в 1999 году была утверждена целевая программа «Сельская школа – центр духовного преобразования села», которая стала основой для развития в республике разнопрофильных учреждений.

 

В России с 1990 года ведется статистика по закрытию школ в сельских местностях. Якутия и Хабаровский край занимают лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе по сохранению и развитию сети малокомплектных школ в селах и наслегах. «Считаю, необходимо разработать законодательную инициативу совместно с Хабаровским краем, так как у них есть принятый документ о поддержке сельских школ на правительственном уровне», - отмечает якутский парламентарий.

 

Елена Голомарева также обратила внимание на тот факт, что в Якутии не стоит задача по закрытию школ. В последние годы ощутимо сократилось количество учащихся в сельских школах. Теперь настало время урегулировать вопросы реструктуризации. К примеру, если в одной школе в 2005 году было 300 учащихся, то в настоящее время – 87. Но при этом число работающих как было 75, так и осталось. И это не соответствует новым требованиям экономики, необходимо выстроить новое понимание того, по каким образовательным программам будут обучаться дети – со среднего общего образования перейти на основное общее образование или оставить только начальное общее образование.

 

По ее словам, по ч. 4 ст. 99 федерального закона признание образовательных организаций малокомплектными входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К этой категории образовательные организации относятся, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

 

К примеру, в Красноярском крае по решению субъекта к малокомплектным образовательным организациям относятся школы, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из числа обучающихся в количестве до 100 человек. Независимо от количества населения и детей в населенном пункте, при этом не меняется размер оклада у работников сферы образования. В Хабаровском крае предусматриваются дополнительные надбавки для учителей, которые работают в сельской местности, тем самым повысилось качество образования, по необходимости строят интернаты, укрепляют материально-техническую базу.

 

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна продолжила: «Волнующий многих вопрос образования в сельской местности в Хабаровском крае, Московской области и Республике Саха (Якутия) стал одной из тем обсуждения активистов Общероссийского народного фронта. Опыт многолетней деятельности Тулагинской СОШ им. П.И. Кочнева получил положительную оценку». Она подчеркнула, что федеральный закон об образовании 273-ФЗ дает право решать вопросы реорганизации и закрытия школ субъектам Российской Федерации.

 

Она подчеркнула, что федеральный закон об образовании 273-ФЗ дает право решать вопросы реорганизации и закрытия школ субъектам Российской Федерации. «Предлагаю признать в нашей республике малокомплектными школы с общим числом детей до 110 человек, в том числе и кочевые школы, независимо от расстояния между наслегами и от количества населения. От этих критериев надо освободиться, как это сделано во многих других регионах России. Критерии транспортной доступности и удаленности следует принимать с учетом санитарных норм и правил.  Ребенок должен добираться до школы в течение 30 минут пешком. Заработную плату работников и учителей оставить, как и раньше – окладной. При юридическом присоединении малокомплектной школы к средней школе нужно сохранять систему оплаты труда по количеству классов, оплата труда не должна рассчитываться по численности детей», - считает Елена Голомарева.

 

По ее словам, многие субъекты России работают по такой системе и значительно повысили уровень качества знаний. Какие меры они приняли? Особое внимание уделено повышению переподготовки и квалификации учителей. Нам тоже нужно вести целенаправленную подготовку многопрофильных учителей для сельских школ. Например, учитель математики может учить и физике, астрономии. Учитель-филолог может учить русскому, якутскому, английскому языкам. Необходимо усилить взаимодействие учителей сельских школ по профилям выходом в интернет по видеосвязи для обмена опытом. Нужен один такой день с профессорами высших учебных заведений, с учителями, выпускающими стобалльников для разбора сложных задач ЕГЭ. Установить дополнительные сельские надбавки к окладу заработной платы.

 

«Нам предстоит большая работа. Ил Тумэну необходимо вернуться к своему республиканскому закону и пересмотреть подходы к малокомплектным школам. В районных центрах необходимо рассмотреть возможность создания учебных комплексов, вопрос реорганизации школ в наслегах доверить улусным (районным) советам депутатов. Учитывая, что вопрос важный, на собрания направлять представителей профильных министерств и ведомств, народных депутатов республики по округам. Считаю важным участие в обсуждении вопроса, нужны конкретные предложения для выработки поправок от Якутии. И это может сделать любой учитель, ветеран, родитель, общественники, сами учащиеся. В споре рождается истина», - отмечает парламентарий.

 

Народный депутат Якутии, отличник просвещения РСФСР, заслуженный учитель России, заслуженный работник образования Республики Саха, учитель-методист призывает к обсуждению важного для каждого якутянина вопроса: "Не зря появилось высказывание «Сельская школа – душа России». Я убеждена, что Государственная Дума примет кардинальные меры. Необходимо выработать предложения всем миром".

 

Работает межведомственная комиссия во главе с председателем постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосией Габышевой с участием депутата Госдумы РФ Галиной Данчиковой. Предложения можно направить в адрес профильного комитета парламента.

 

Пресс-служба Ил Тумэна


Количество показов: 7

Возврат к списку
Обратите внимание

Другие новости текущего источника информации
Загрузка