Ил Тумэн предлагает правительству Якутии до 1 июня разработать «дорожную карту» по постепенному переходу на модельное штатное расписание

20.04.2019
Количество показов: 67
В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 19 апреля прошло совместное расширенное заседание четырех постоянных комитетов парламента, охватывающих сферы науки, образования, культуры, здравоохранения, соцзащиты, спорта, а также бюджета и финансов, по обсуждению вопросов введения модельных штатных расписаний в бюджетных учреждениях Республики Саха (Якутия).
 

 

Члены четырех парламентских комитетов под руководством спикера Петра Гоголева обсудили планы региональной исполнительной власти по сокращению штатных единиц в этих сферах. Народные депутаты республики заслушали информации министра труда и социального развития РС(Я) Елены Волковой, министра образования и науки РС(Я) Владимира Егорова, министра культуры и духовного развития РС(Я) Юрия Куприянова.

 

Как известно, с начала этого года согласно указу главы республики «О Концепции совершенствования системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы РС(Я) на 2019-2024 годы» в вышеназванных трех министерствах разрабатывается план мероприятий по вводу модельных штатных расписаний. Также, согласно второму документу – постановлению Правительства РС(Я) «О стандартах структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры РС(Я)», в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта республики грядут большие изменения. По предварительным оценкам, в итоге исполнения этих двух вышеназванных документов будет сокращено около 11 тысяч штатных единиц, включая дублирующие, то есть вторые дома культуры, спорта, музеи в селах, также сократятся и многие школы, в том числе искусств, в малонаселенных селах.

 

Между тем, процедуру приведения в соответствие штатных единиц с количеством жителей и обучающихся кто-то считает правильным и давно назревшим подходом к достижению эффективности бюджетного финансирования, а другие – антинародным, не учитывающим наши реалии. Вопрос спорный. В целом, любое сокращение штатов – метод непопулярный. Возможно, именно поэтому в предыдущие годы никто не хотел этим заниматься, искали другие выходы.

 

Но, если сокращение необоснованно раздутых штатов единственно правильный путь, то, как считают народные депутаты Якутии, необходимо не рубить с плеча, а производить это постепенно и выверив все риски и последствия. В целом парламентарии, выслушав руководителей республиканских ведомств, пришли к единому выводу – от правильной организации министерствами соответствующей работы будут зависеть окончательные результаты в решении данного жизненно важного вопроса.

 

Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев напомнил, что данная актуальная тема в стенах парламента обсуждается в третий раз. И на этом совещании, как он подчеркнул, и с ним были солидарны остальные народные избранники, ни министры, ни их специалисты не предоставили точную объективную информацию. «Мы до сих пор не видим всеобъемлющей картины последствий грядущих изменений», - отметил парламентарий.

 

Почему в образовании разнятся цифры?

 

Бурное обсуждение в ходе заседания состоялось после доклада министра образования и науки РС(Я) Владимира Егорова. Например, в Сунтарском улусе планируется сократить более 500 штатных единиц. Это может привести к тяжелым последствиям в районе, в сельских семьях, где бюджетник является порой единственным кормильцем. Это озвучил и потребовал объяснений председатель мандатной и регламентной комиссии Ил Тумэна, депутат от Сунтарского одномандатного избирательного округа Андрей Николаев. Депутат сразу же отметил расхождения в цифрах доклада и сделал вывод о том, что министерство не владеет реальной ситуацией.

 

Путаные ответы министра, а также озвученные остальными депутатами цифры по районам, которые отнюдь не сходились с министерским отчетом, вывели картину, что основной задачей профильного министерства является обязательное, любыми путями введение модельного штатного расписания, которое между прочим имеет рекомендательный характер и не обязательно к исполнению.

 

При этом, на что указали парламентарии, исходная модель в качестве пилотной разработана для одного Хангаласского района и не учитывает особенности северных и арктических территорий, труднодоступных наслегов в других районах республики. Также нет и детального анализа по всем улусам и наслегам. Как озвучила председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам КМНС и делам Арктики Елена Голомарева, на ее запросы районные управления образования ответы не дают. В связи с этим депутат выразила министру образования неприемлемость такого отношения к народным избранникам, которые имеют право запрашивать любую информацию и получать ее. В частности, Елена Христофоровна остановилась на Момском и Аллаиховском районах, где сокращения штатов приведут к закрытию маленьких сел. Например, в Момском будут сокращены 75,35% штатных единиц в образовании. Кроме того, депутат потребовала не затрагивать сокращениями северные и арктические районы. 

 

Народный депутат республики Владимир Черноградский в своем выступлении отметил, что бюджетные расходы необходимо упорядочить, но сокращений не должно быть. Он подчеркнул, что некогда открытие новых школ, больниц, домов культуры в наслегах считалось достижением во благо населения, выполняющим задачи государства в повышении качества их жизни, а сейчас снова собираются сокращать социальную сферу, подвергая малообеспеченных сельских жителей новым трудностям. Депутат выразил свое мнение, что анализа ситуации нет, поэтому нужно рекомендовать правительству Якутии пересмотреть свое постановление № 202 «О стандартах структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры РС(Я)».

 

«В таком виде, в каком он представлен сегодня, я считаю документ абсолютно антинародным. В том же Аллаиховском районе придется закрыть все маленькие школы в селах, школу искусств в Чокурдахе. Если в некоторых школах деревянные уличные туалеты, то, как в новых школах с современными коммуникациями обходиться без сантехника?» - выразил сомнение в правильности сокращения технических штатов Владимир Черноградский.

 

Вице-спикер якутского парламента Виктор Губарев также обозначил, что эту работу, как абсолютно непопулярную, давно уже держали под сукном, а надо было ее начинать и проводить давно, постепенно. «Будем ли мы жить лучше от этого? Над этим надо думать», - заострил он внимание исполнительной власти.

 

Традиционно эмоционально выразила свое мнение народный депутат республики Сулустаана Мыраан. Не согласившись с нововведениями, она озвучила, что, если будут такие сокращения, она поддержит всех, кто желает выйти на митинги против введения модельных штатных расписаний и помогать им.

 

Со своей стороны министр образования республики Владимир Егоров пояснил, что сокращение штатных единиц нельзя воспринимать как сокращение конкретных людей, и озвученная профсоюзами цифра 4 498 штатных единиц, необоснованная, так как работа с районами по оптимизации штатов продолжается. По его словам, в результате введения модельного штатного расписания будут выведены из штатов и переданы на местные бюджеты вспомогательные работники, то есть дворники, сантехники, охрана, уборщики и другие. Из государственного бюджета будут финансироваться только педагоги. А сокращенная часть, возможно, перейдет в специализированные учреждения и уйдет в аутсорсинг.

 

Одновременно по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) будут добавлены штаты, финансируемые из госбюджета – психологи, тьюторы (вторые педагоги в классе, если есть обучающиеся с ограниченными физическими возможностями здоровья) и другие педагогические кадры. Так что, по мнению министра, не все так плохо.

 

Однако парламентарии оптимистичный настрой министра не поддержали. С 2013 года во многих школах появились дворники, уборщики на аутсорсинге, некоторые перевели на него и школьное питание. В городах и даже в районных центрах больших проблем нет, а в селах аутсорсинг невозможен, хотя бы в силу того, что там нет специалистов, специализированных предприятий и нет в местных бюджетах денег на организацию такой работы.

 

Стоит отметить, что совместное расширенное заседание парламентских комитетов проводилось в форме видеоконференцсвязи и представители муниципальных районов в онлайн-режиме следили за обсуждением острого для них вопроса и могли участвовать в разговоре. Например, алданцы в своих выступлениях подтвердили то, что аутсорсинг проблематичен даже в таких промышленных районах.

 

В ходе обсуждения члены парламентских комитетов задавались многочисленными вопросами: Качественное образование будем давать, а как детям учиться в грязных кабинетах? Кто будет кормить детей? Малокомплектные школы закроют, а где детям учиться? Интернатов нет. Денег на их строительство тоже нет. Что будет с теми, кого сократят, будут ли их переучивать, или трудоустраивать? Не затронет ли это прав людей предпенсионного возраста? И каковы цели этого сокращения?

 

В итоге, не услышав полноценных разъяснений от министерства образования, народные депутаты республики настойчиво попросили министра не рассматривать ввод модельного штатного расписания как панацею, не подгонять районы под единую модель, а провести анализ всех рисков по всем школам и наслегам. А главное, – изучить планируемое сокращение вкупе с 202-м постановлением правительства республики, по которому тоже грядут изменения структуры социальных учреждений в наслегах и их сокращения. Есть опасность того, что действительно вследствие исполнения обоих документов многим селам придется закрываться.

 

Почему у одного главы уборщиц много, у другого – меньше?

 

Министр культуры и духовного развития РС(Я) Юрий Куприянов в своем докладе на примере Намского улуса разъяснил, почему в одном селе в клубе такого же размера две уборщицы, в другом – четыре, в третьем – восемь, и почему их нужно привести в соответствие. В настоящее время штатные расписания утверждают на местах, то есть у руководителя учреждения и главы муниципалитета есть возможность как ужимать, так и раздувать штаты по своему усмотрению. Чаще это делается из-за желания справиться с проблемами занятости и трудоустройства населения. А сейчас необходимо реально смотреть на вещи и исходить с точки зрения эффективного использования бюджетных средств.

 

По представленной министром информации, в сфере культуры будет сокращено чуть более ста штатных единиц. Не сравнить, конечно, со сферами образования и здравоохранения. Дублирующие друг друга в одних селах учреждения культуры не будут сокращены, одно из них станет основным, а второе – филиалом.

 

Вице-спикер Ил Тумэна Антонина Григорьева выразила свои опасения в том, что сокращения не лучшим образом скажутся на работе музеев, библиотек, народных театров и других учреждений. Когда государством ставится задача повышения роли культурных учреждений в жизни населения и во многих селах это единственный центр общественной жизни людей, где они отдыхают, занимаются творчеством, сокращать штаты она считает абсолютно необоснованным шагом. 

 

Министру здравоохранения посоветовали быть серьезнее

 

Больше всех в этот день досталось министерству здравоохранения республики. Заместитель министра Марина Максимова не пришла на совещание, а сама министр Елена Борисова смогла подойти, когда все основные вопросы были уже обсуждены и совещание исчерпало отведенное время по регламенту. Выразив свое недовольство таким отношением министерства к очень серьезному вопросу, когда планируется сокращать койко-места в больницах, сами сельские больницы и их штаты, народные избранники отказались выслушивать отчет Минздрава и решили в другое время встретиться с министром и обсудить все возникшие вопросы.

 

По информации, предоставленной к совещанию профсоюзами республики, в сфере здравоохранения при введении модельного штатного расписания планируется сократить 448 штатных единиц. Больше 60 в Олекминском, Усть-Алданском, Нерюнгринском районах и в Якутске (123,5 шт.ед).

 

В сухом остатке

 

Завершая совещание, члены постоянных комитетов приняли решение о необходимости создания общей по всем четырем сферам рабочей комиссии, чтобы совместно рассматривать вопрос сокращения штатов и реорганизации структуры социальных учреждений в республике. Также они пожелали предоставления Министерством финансов в плане стратегического развития республики прогнозных показателей по изменениям бюджетного финансирования в связи с принимаемыми планами.

 

Как озвучила заместитель председателя постоянного комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Нюргуяна Захарова, профильный комитет должен знать показатели до первого чтения, так как расходов, по штатам выводимым на аутсорсинг, в бюджете уже не будет, и что-то менять после будет очень сложно.

 

Елена Голомарева, в свою очередь, предложила создать правительственную комиссию для проверки эффективности внедрения аутсорсинга по северным и арктическим районам, и по ее итогам вынести решение: оправдано это или нет.

 

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Феодосия Габышева отметила, что впервые было проведено такое совместное совещание сразу нескольких постоянных комитетов парламента, и состоялся обстоятельный разговор.

 

«Процессы изменения во всех сферах под разными наименованиями – такими, как систематизация, модернизация, структуризация, оптимизация – идут и сейчас, но они должны быть более взвешенными. Республиканские министерства локально будут решать свои вопросы, а нам надо, чтобы было понимание как при формировании системы оплаты труда, повышении заработной платы, сделать так, чтобы люди не пострадали. Раньше говорили 10 тысяч сократят, сегодня – что 4 тыс. Мы не знаем точно, сколько», - сказала парламентарий.

 

По ее словам, с июня начнется работа по корректировке республиканского бюджета следующего года и необходимо видеть все цифры, все риски. «Написано, что с 1 января 2020 года все отрасли должны перейти на модельное штатное расписание. Также написано, что органы местного самоуправления должны оказывать методическое сопровождение. Видимо, эта работа недостаточна. Если говорим, что штатное расписание сами учреждения составляют, то мы должны в этой части конкретно поработать», - озвучила Феодосия Васильевна.

 

Она подчеркнула, что изучила опыт Забайкальского края, Магаданской области, Хабаровского края, и нигде так строго не прописано об обязательном внедрении модельного штатного расписания. Вместе с тем, депутатский корпус шестого созыва будет и дальше сотрудничать с коллегами по Дальнему Востоку, чтобы выработать общие принципы и подходы по нововведению.

 

По итогам заседания, с учетом всего изложенного, постоянные комитеты парламента по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций; по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации; по делам молодежи, физической культуре и спорту; по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости приняли решение предложить правительству республики в срок до 1 июня 2019 года разработать и утвердить «дорожную карту» по постепенному переходу на модельное штатное расписание с учетом предложений народных депутатов Якутии и представить ее в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

 

Пресс-служба Ил Тумэна


Количество показов: 67

Возврат к списку
Обратите внимание

Другие новости текущего источника информации
Загрузка