Проблемы реализации конституционных прав граждан в Республике Саха (Якутия) и мерах по профилактике их нарушений

25.12.2018
Количество показов: 44

Конституция РФ утверждает права и свободы человека и гражданина, гарантию их защиты и реализации.

Одним из основных конституционных прав гражданина являются трудовые права, гарантированные ст. 37 Конституции РФ.

Применительно к республике, как и в России в целом трудовые права актуальны всегда, в том числе в сфере занятости, своевременности выплаты заработной платы, соответствие её размера требованиям трудового законодательства.

К примеру, по данным Госкомитета Якутии по занятости населения, по итогам 2017 года уровень общей безработицы в республике составил 7,1% (средний показатель по стране – 5,5%). При этом наблюдается более высокий уровень безработицы по сравнению с общероссийским уровнем и уровнем безработицы по ДФО, в сельской местности. В этой связи, особую актуальность имеет проблема сельской безработицы. В отдельных сельскохозяйственных и северных районах Якутии уровень безработицы превышал среднереспубликанский уровень в два раза.

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) №145 от 27.10.2018 года «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» поставлена задача по снижению уровня общей безработицы до 6,7%.

Важным показателем, характеризующим напряжённость на рынке труда, является нагрузка безработного населения на одну заявленную вакансию. Причины высокой безработицы в сельской местности, в арктических и северных районах носят системный характер: экономические – нерентабельность сельскохозяйственной деятельности, недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей; структурные -     специфика сферы труда на селе, низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, неразвитость неаграрных видов занятости; социальные – алкоголизация населения, иждивенчество, неадаптированность к рыночным условиям.

Необходимым условием для обеспечения экономической и социальной стабильности населения и основным критерием соблюдения трудовых прав граждан является своевременная и полная оплата труда.

Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции РФ и является общепризнанным социально-экономическим правом, фундаментальную основу которого составляют нормы международных актов: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Анализ выявленных нарушений за 2017, текущий период 2018 года в сфере охраны здоровья свидетельствует об имеющейся острой проблеме реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Так, на основании проверок установлено, что в подавляющем большинстве учреждений здравоохранения республики существует проблема дефицита врачебных кадров, что не позволяет в полной мере обеспечить право граждан на квалифицированную и качественную медицинскую помощь. По состоянию на 01.01.2018 Министерством утверждено 6423,00 штатных врачебных должностей, укомплектованность врачами штатных должностей составила только 75,1% (2015 г. – 73,2).

Отрицательно сказывается на качество и своевременность оказания медицинской помощи наличие фактов ненадлежащего укомплектования учреждений здравоохранения медицинской техникой, материалами и лекарственными препаратами.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что большинство учреждений здравоохранения не соответствуют требованиям стандартов оснащений по оказанию медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения РФ.

Серьезную озабоченность вызывает не своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и изделиями.

Статья 40 Конституции РФ закрепляет право на жилище, под которым понимается субъективное право гражданина на пользование и приобретение жилого помещения. Основной закон формулирует основные гарантии реализации этого права: запрет произвольного лишения жилища; поощрение жилищного строительства органами государственной власти и местного самоуправления; создание условий для осуществления права на жилище; предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или иным указанным в законе гражданам.

Органами прокуратуры республики на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением жилищного законодательства, который в силу его социальной важности отнесен к приоритетным.

Особую актуальность вопросы обеспечения законности в данной сфере приобретают в связи с нехваткой государственного и муниципального жилищного фонда, предназначенного для проживания граждан, высокой долей ветхого и аварийного жилья, распространенностью грубых нарушений прав граждан при строительстве жилья и т.д.

Тематически основными направлениями надзора в данной сфере являются надзор за соблюдением прав граждан при предоставлении им коммунальных услуг и содержании общего имущества многоквартирных домов, капитальном ремонте жилья, долевом строительстве, переселении из ветхого и аварийного жилья.

Типичными нарушениями, выявляемыми прокурорами в сфере предоставления гражданам коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирных домов, являются несоблюдение нормативов их предоставления (например, отсутствие водо-, тепло-, электроснабжения ввиду технологических нарушений или недостаточный объем предоставления услуг в связи с ненадлежащим содержанием инженерных коммуникаций), непроведение организациями, обслуживающими жилищный фонд, работ по заключенным договорам (в том числе вывоз ТБО и ЖБО, ремонт общего имущества дома).

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На территории республики численность пенсионеров, получающих пенсионные выплаты, составляет 274 793 человек, средний размер пенсии - 18 024,62 руб. Страховую пенсию получают 245 473 человек, средний размер которой составляет 18 281,83 руб. В том числе по старости пенсию получают 224 117 человек, по инвалидности 12 376 человек, по случаю потери кормильца – 8 980 человек. Получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению являются 29 320 человек, средний размер пенсии составляет 11 892,22 руб. Из общей численности пенсионеров – 603 получатели накопительной пенсии, 101 – получатели срочной пенсионной выплаты.

Органами прокуратуры республики выявлены единичные случаи необоснованных отказов пенсионных органов в компенсации расходов на приобретение авиабилетов к месту отдыха и обратно, незаконного уменьшения размеров пенсии, и др.

Расходы заявителя по проезду к месту отдыха и обратно по территории России (от г. Якутска до границы России и обратно) составили 27 377 руб., что подтверждается маршрутными квитанциями, посадочными талонами, а также справкой АО «Главное агентство воздушных сообщений» от 13.03.2018.

Таким образом, отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Якутске РС(Я) в получении компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно на территории РФ в нарушение ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» является незаконным.

В связи с этим, в интересах заявителя в суд направлено исковое заявление о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Якутске РС(Я) компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 27 377 руб., которое удовлетворено в полном объеме.

Аналогичные исковые заявления направлены прокурорами Томпонского, Хангаласского, Чурапчинского районов, г. Нерюнгри и Мирного.

При проверке деятельности органов местного самоуправления при реализации ими полномочий в сфере исполнения законодательства, в части своевременной выплаты пособий и иных выплат установлено следующее.

Прокуратурой города Якутска выявлены факты нарушения 10 – дневного срока назначения и выплаты заявителям единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. В результате, по состоянию на 01.01.2018 образовалась кредиторская задолженность перед 11 гражданами на выплату единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 160 233,22 руб. По указанным фактам 10.02.2018 прокуратурой города Якутска начальнику отдела опеки и попечительства Окружной администрации города Якутска внесено представление об устранении нарушений закона, которое удовлетворено, задолженность погашена в полном объеме.

Прокурорами 18 районов и городов пресечены нарушения законодательства, связанные с несвоевременной выплатой компенсации части родительской платы на сумму более 27 млн. руб. (более 7 млн. руб.) за апрель, май, июнь 2018 года.

Причинами образования указанной задолженности явились некорректное составление органами местного самоуправления кассового плана, изменение схемы перечисления выплат гражданам, проблемы со счетами, в том числе истечение срока действия договора на их обслуживание, отсутствие работников бухгалтерии. На основании 26 представлений (6) и 444 (305) исков, на данном этапе погашено задолженности на сумму более 8 млн. руб., 11 представлений по задолженности за май-июнь 2018 года находятся на рассмотрении.

Широкое распространение имеют нарушения прав граждан при рассмотрении их письменных обращений.

Органами государственной власти, органами местного самоуправления допускаются типичные нарушения, связанные с ненаправлением или несвоевременным направлением ответов на заявления граждан, рассмотрением только части доводов обращений, разрешением обращений неуполномоченными лицами. К примеру, органами прокуратуры республики только за 2017 год выявлено 570 нарушений в данной сфере, свыше 200 лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Определенную сложность вызывают вопросы распространения норм федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан на те органы и организации, которые прямо не указаны в законе. Далеко нередки и случаи злоупотребления гражданами своего права на обращение, что выражается в многократных обращениях по одному и тому же вопросу в один и тот же орган (например, многократные обращения граждан в прокуратуру после исчерпания всех предусмотренных способов защиты прав, в том числе судебного); обжаловании ответов по малозначительным основаниям, направлении новых обращений под видом жалоб на ранее данные ответы и т.д.

Особое внимание органами прокуратуры уделяется вопросам исполнения избирательного законодательства, поскольку от обеспечения беспрепятственного, свободного волеизъявления граждан зависит облик всего государства в целом.

Например, в 2018 году в ходе подготовки и проведения выборов Главы РС (Я), народных депутатов РС (Я), глав муниципалитетов и депутатов представительных органов местного самоуправления органами прокуратуры республики выявлено 25 нарушений избирательного законодательства.

По фактам выявленных нарушений внесено 8 представлений об устранении нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 6 лиц.  На незаконные правовые акты принесено 2 протеста, которые удовлетворены, в противоречащие правовые акты внесены изменения. Вынесено 13 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, которые рассмотрены с назначением виновным лицам административных штрафов. Объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения закона. В суд предъявлено 1 исковое заявление, которое удовлетворено.

Органами прокуратуры пресечены нарушения в сфере предвыборной агитации, факты несвоевременного перечисления денежных средств на проведение выборов, нарушения при формировании списков избирателей и формирования избирательных комиссий. Проверками также предотвращено использование административного ресурса для повышения явки избирателей в день голосования.

Согласно частям 1, 2 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Таким образом, право на землю относится к основополагающим правам граждан, которое должны соблюдать и защищать государственные органы, в том числе прокуратура РФ.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ регулируются особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Основной целью Федерального закона № 119-ФЗ стало привлечение жителей РФ к освоению земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в целях более эффективного развития региона в целом, его экономической, демографической и других составляющих.

Органами прокуратуры республики в рамках надзора проверены названные правовые акты на предмет соответствия требованиям федерального законодательства и наличия коррупциогенных факторов. Прокурорами опротестовано более 70 правовых муниципальных актов в соответствующей сфере. В ходе проверок выявляются нарушения законодательства при осуществлении процедур уполномоченными органами.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В систему экологических прав граждан, кроме права на благоприятную окружающую среду, которое считается основным экологическим правом, входят и иные права - права на использование природных ресурсов в целях удовлетворения личных потребностей (общего природопользования). Основное право - право на благоприятную окружающую среду обеспечивается государством посредством специального механизма, в котором занимают особое место меры государственного принуждения. В лесном законодательстве право граждан на благоприятную окружающую среду и право на общее природопользование реализуются посредством обеспечения права граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Одним из основных направлений деятельности федерального государственного лесного надзора является выявление и пресечение незаконных рубок.

Республика Саха (Якутия), занимая площадь 1/5 части территории Российской Федерации, является не только самым крупным субъектом Российской Федерации, но и самым крупным лесным регионом по площади земель лесного фонда. Площадь земель лесного фонда составляет 254,7 млн. гектаров или 82% от общей территории республики.

Поэтому, при осуществлении переданных полномочий в области лесных отношений особое внимание уделяется пожарной безопасности, предупреждению возникновения лесных пожаров по вине человека, в том числе путем контроля за деятельностью лесопользователей на лесных участках, а также на пресечение и выявление незаконных рубок на землях лесного фонда и случаев незаконного использования лесов.

               Реализация крупных энергетических, строительных проектов влечет экологические последствия, в том числе образование масштабных отходов, отвалов; изменение природных ландшафтов, вырубки лесов. Как показывает практика, при строительстве линейных объектов на территории республики, таких как нефтепроводная система и линии электропередачи, наблюдается варварское отношение к лесным богатствам.

Вызывает серьезную озабоченность эффективность работы лесной охраны в районах масштабного промышленного освоения территорий. В этой связи необходимо активизировать работу контролирующих органов в части исполнения предприятиями-лицензиатами лицензионных условий и требований при проведении геолого-разведочных, строительных и выполнении других видов работ при промышленном освоении территорий.

 

Прокуратура Республики Саха (Якутия)

 

 

 

Количество показов: 44