ПАМЯТКА для граждан, жильё которых подвергается весеннему паводку

ПАМЯТКА для граждан, жильё которых подвергается весеннему паводку | Администрация МР Булунский район
24.04.2019
Количество показов: 81

Практически ежегодно республика часть населения республики сталкивается с таким природным явлением и чрезвычайной ситуацией, как паводок. Половодье 2018 года в Якутии оказалось сильнейшим за последние годы, совокупный ущерб от него превысил 1,4 млрд рублей. Пострадали около 60 населённых пунктов в 14 районах и на территории городского округа Якутска. Всего были затоплены порядка 1,5 тыс. жилых домов, в которых проживают более 5 тыс. человек. Наиболее сложная ситуация была в Среднеколымском районе.

В результате стихийных бедствий разрушаются дома, гаражные и дачные постройки, дороги, объекты инфраструктуры. Наиболее острым для жителей нашей республики является вопрос компенсации ущерба за утраченное имущество, поскольку зачастую граждане теряют все имущество, нажитое за долгие годы.

 

Что такое паводок?

Согласно гидрологическим понятиям:

паводок - это резкий и кратковременный подъем уровня воды, который может случиться в любой сезон и спад которого может наступить уже через несколько часов;

половодье – явление сезонное, наибольшая в году водность реки, регулярно повторяющаяся в одни и те же сезоны, отличительным признаком которого является именно снеговое питание;

наводнение  - это последствие подъёма воды в реке, что является стихийным бедствием.

Таким образом, ежегодно повторяющееся в нашей республике стихийное природное явление является половодьем и потому к нему необходимо готовится заранее.

Чрезвычайная ситуация - обстановка, сложившаяся в результате опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности

Чрезвычайное положение - особый правовой режим деятельности органов власти, местного самоуправления и организаций, допускающий введение ограничения прав и свобод граждан, возложение на них дополнительных обязанностей.

 

Какие обязанности возложены на граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны:

- соблюдать законы и иные нормативные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Это значит, что собственник должен поддерживать имущество в надлежащем состоянии.

Принимая во внимание предстоящее половодье и то обстоятельство, что дом попадает в зону подтопления, собственники таких домов должны принять все необходимые меры по охране имеющегося в домах движимого имущества, домашних животных, документов и т.д., а именно вывести его из зоны подтопления и обеспечить его охрану.

В целях обеспечение собственной безопасности следует  отслеживать информацию МЧС о паводковой ситуации и территориях, попадающих в зону подтопления. Такая информация размещается на сайте ГУ МЧС России по РС(Я) (http://14.mchs.gov.ru/) и странице Госкомобеспечения в Instagram.

Также целесообразно рассмотреть возможность страхования своего имущества. Как движимого, так и недвижимого.

После того, когда паводок половодье отступает, собственник также обязан провести все необходимые работы по обеспечению сохранности дома (отведению оставшихся вод, просушке и т.д.). Если данные работы не проводятся, то причинённый имуществу затоплением паводковыми водами ущерб государством не возмещается, что подтверждено судебной практикой.

В целях обеспечение собственной безопасности также следует  отслеживать информацию о прогнозе погоды.

В случае переезда к родственникам, друзьям или знакомым, проживающим вне зоны возможного затопления, необходимо уведомить органы местного самоуправления о месте вашего пребывания с указанием адресов и телефонов.

 

На что могут рассчитывать граждане Российской Федерации, пострадавшие от паводка?

В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения:

-  предоставляются жилые помещения,

- возмещается причинённый материальный ущерб,

- оказывается содействие в трудоустройстве и

- предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вследствие чрезвычайной ситуации граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу.

 

Кем осуществляется финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций?

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

- федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;

- регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

- в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

 

Какая материальная помощь оказывается пострадавшим в чрезвычайных ситуациях?

Подпунктами «г, д, е» пункта 1.4 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РС(Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. постановлением Правительства РС(Я) от 30.08.2017 № 297, определено, что бюджетные ассигнования резервного фонда выделяются и используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера следующих непредвиденных мероприятий:

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тыс. рублей на человека;

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество - 10 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 20 тыс. рублей на человека);

е) выплата единовременного пособия:

- гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учётом степени тяжести вреда здоровью из расчёта степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 100 тыс. рублей на человека, лёгкий вред - 50 тыс. рублей на человека).

- членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 500 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

В случае издания нормативно-правового акта Российской Федерации выплаты будут в ином размере.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» при чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального и регионального характера из резервного фонда выделяются бюджетные ассигнования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих выплат:

- единовременная материальная помощь - 10 тыс. рублей на человека;

- финансовая помощь в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

 

Что такое имущество первой необходимости?

Согласно Методическим рекомендациям МЧС России от 03 октября 2014 года №2-4-87-24-7 по к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Данные положения также отражены в положении ГОСТ Р 22.3.05-96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 13.06.1996 № 370.

Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.

 

Кто имеет право на указанную материальную помощь?

Обязательным условием для признания за гражданином пострадавшим и имеющим право на получение единовременной материальной и финансовой помощи  как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и утратившим имущество (частично или полностью) является установление совокупности следующих юридически значимых фактов:

- наличие гражданства Российской Федерации;

- факт постоянного проживания гражданина на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации;

- установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества.

Совокупность вышеприведенных условий является основанием для включения лица в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и признания за лицом права на указанные выплаты.

По смыслу Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 к пострадавшим гражданам, имеющим право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации отнесены граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на начало введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, которые пострадали в результате чрезвычайной ситуации, и утратившие имущество (частично или полностью), находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении.

К пострадавшим гражданам относятся также члены их семей (супруга (супруг), дети, родители, лица, находящиеся на иждивении) собственника жилого помещения, при условии наличия у них в паспорте отметки регистрации по месту постоянного проживания в поврежденном жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации. В случае регистрации собственником жилого помещения в пострадавшем жилом доме по месту жительства иных лиц, не являющихся членами семьи, они, как постоянно проживающие в жилом помещении, также вправе претендовать на получение указанных выплат.

На основании ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 №5242-1, местом жительства признается - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

 

Куда обращаться за оказанием материальной и финансовой помощи?

Согласно пункту 7 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. постановлением Правительства РС (Я) от 20.04.2015 № 129, списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания указанных выплат, составляются органами местного самоуправления, на территории которых введён режим чрезвычайной ситуации.

Гражданам необходимо обратиться в местную администрацию с заявлением о включении их и членов семей в списки на оказание единовременной материальной помощи и  (или)  финансовой  помощи  в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости). К заявлению необходимо приложить копии документов, удостоверяющих личность гражданина и членов его семей (паспорт, свидетельство о рождении для лиц, не достигших 14 лет и др.). Форма заявления предусмотрена приложением № 7 названного Порядка, имеется в местной администрации.

В случае, если гражданин имеет постоянную прописку в жилом доме на момент введения ЧС, а жилой дом соответственно имеет необходимые документы, он имеет полное право попасть в списки пострадавшим и получить соответствующие выплаты.

В случае не предоставления ответа на заявление в 30-дневный срок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обратиться в органы прокуратуры или в суд.

Любой гражданин, тем или иным образом пострадавший от паводка имеет право обратиться с заявлением в администрацию поселения. Администрация поселения ОБЯЗАНА принимать заявление от каждого гражданина, обязательно с регистрацией его в специальном журнале и ответить на его обращение в течение 5 дней. За эти пять дней специальная комиссия должна обследовать пострадавшее имущество и составить АКТ. Если у гражданина и члена его семей есть все необходимые документы, и Актом подтверждена частичная или полная утрата имущества первой необходимости, он включается в список пострадавших, который направляется в администрацию района, далее список проходит проверку в Территориальном управлении Миграционной службы (Паспортный стол, Финансовое управление итд), после этого список направляется в соответствующий орган исполнительной власти субъекта или федеральный орган для перечисления выплат.

Администрациям поселений, следует принимать заявление у всех граждан, которые считают себя пострадавшими, и в случае выявления оснований для НЕ ВКЛЮЧЕНИЯ их в список, выносить мотивированный отказ. Основаниями для отказа могут быть:

  • Отсутствие регистрации по месту жительства до момента введения ЧС (до 26 мая 2018 года), даже если гражданин зарегистрировался, например 28 мая 2018 года). В данном случае отказ мотивируется письмом руководителя территориального органа ФМС России. Для включения в списки исключенный и фактически проживавший гражданин обращается в суд.
  • Отсутствие документов на жилое помещение (в этом случае гражданин обращается в суд для обоснования наличия объекта собственности).
  • Отсутствие факта утраты имущества первой необходимости (у гражданина пострадали дворовые постройки, летняя дача итд). Отсутствие факта утраты фиксируется Актом соответствующей комиссии.
  • ВАЖНО!!!  Действия по включению в список пострадавших с правом получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданами либо должностными лицами путем предоставления недостоверных сведений, подлога документов и ложных свидетельств со стороны иных граждан (в том числе в суде) расценивается как извлечение материальной выгоды путем обмана и злоупотребления доверием. Действия таких граждан и (или) должностных лиц, установленные проверкой правоохранительных органов могут быть расценены как «Мошенничество» по статье 159 УК РФ и повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности.

    Согласно разъяснениям  ГКУ «Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в РС(Я)» 04.10.2018 за исх. № ИД1-1/864 в целях оперативного исполнения судебных решений о выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой (полной или частичной) имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате паводка, для подготовки проектов решений Правительства Республики Саха (Якутия) и подготовке обращения в федеральные органы исполнительной власти, при формировании списков граждан главам муниципальных образований следует учитывать следующее:

  • Списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляются с решениями судов (копии) и актами обследования жилого помещения и утраченного имущества (копии).
  • 2. Списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляются с решениями судов (копии) и актами обследования жилого помещения и утраченного имущества (копии).

    3. Отдельной папкой необходимо представить решения судов (оригиналы с синей печатью или заверенные копии).

    4.  При необходимости иметь сканированные решения судов, чтобы в случае запроса заинтересованных министерств и ведомств была возможность незамедлительного их направления посредством эл.почты.

     

    Что подтверждает факт утраты имущества?

    Факт частичной или полной утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации устанавливается на основании Акта обследования частного жилого помещения и утраченного имущества (Далее по тексту Акт обследования), по форме утвержденной приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29.11.2017 года №01-05/1-642. Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

     

    Что делать,  если отсутствуют документы на жилой дом?

    Гражданину необходимо в любом случае обращаться в администрацию поселения, так как фактически он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО пострадал в результате паводка, после получения отказа муниципалитета в связи с отсутствием документов на жилой дом и соответственно отсутствием регистрации, он параллельно должен начать работу по регистрации права собственности на жилой дом (сделать технический паспорт, кадастровый паспорт, обратиться в Росреестр для регистрации жилого дома), обратиться в суд для установления факта проживания в жилом доме. Индивидуально по каждому случаю будет происходить и доказывание наличия объекта жилого дома – если, например, у жилого дома есть почти все необходимые документы (гражданин только пройдет регистрацию), или, если доказывание наличия собственности на жилой дом будет происходить только через суд (признание права собственности по приобретательной давности или через наследование итд). Для исключения различных толкований, гражданину следует проконсультироваться с юристом и получить необходимую помощь и правильный алгоритм действий.

     

    Имеет ли право на социальные выплаты лицо, которое временно не проживало по месту прописки?

    Анализ законодательства в данной сфере свидетельствует о том, что основным критерием получения мер государственной поддержки является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и регистрация по месту жительства в пострадавшем жилом помещении.

    Гражданам, по каким-либо причинам, отсутствующим в пострадавшем жилом помещении в момент чрезвычайной ситуации, не может быть отказано в получении единовременной материальной помощи и (или) получении финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости при подтверждении соответствующих обстоятельств.

     

    Что делать гражданам, которые постоянно проживали в подтопленном доме, но не имели там прописки?

    При оформлении документов и выделении пострадавшим материальной помощи органы власти руководствуются Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденными МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7.

    Согласно главы 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

    Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) регулируется Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 г. N 01-05/1-642 (далее – Положение).

    Согласно п. 6 Положения в рамках мероприятий предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения бюджетные ассигнования из резервного фонда, для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера, в том числе гражданам проходящим военную службу по призыву, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях любого вида и типа.

    В соответствии с п. 6.8 Положения при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

    Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства является административным актом, носящим уведомительный характер, и не определяет наличие либо отсутствие прав на жилое помещение.

    Как указано в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

    Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.

    В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом  жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

    Получив отказ органа местного самоуправления во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате последствий весеннего половодья, а также в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате последствий весеннего половодья в связи с отсутствуем прописки гражданин может обратиться в судебные органы с исковым заявлением и самостоятельно доказать факт постоянного проживания в момент начала чрезвычайной ситуации.

    Так, например, прокуратура Амгинского района в июне 2018 года направила в суд 11 исковых заявлений в интересах пенсионеров, несовершеннолетних и одной многодетной матери с целью защиты их прав на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Исковые заявления рассмотрены и удовлетворены.

     

    Что делать если гражданина и членов его семьи не включили в списки пострадавших от чрезвычайных ситуаций?

    В случае необоснованного отказа со стороны органа местного самоуправления во включении в список лиц, пострадавших в результате стихийного бедствия, граждане могут обратиться в суд с заявлением о понуждении органа местного самоуправления включить их в список, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

    В случае отсутствия у гражданина документов, подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, гражданину необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшем в чрезвычайной ситуации, по месту жительства с указанием для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

    Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на получение всех видов бесплатной юридической помощи. Если у граждан возникают сложности правового характера, к примеру, при составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов, то они имеют право на бесплатную консультацию в соответствии с Федеральным законом.

    По правовым действиям с Вами будет работать представители администрации наслегов или юрист администрации района, так как в данном случае Вы подпадаете в категорию граждан, нуждающихся в оказании бесплатной юридической помощи, юристы и иные специалисты не вправе требовать с Вас оплаты услуг, денег и иных форм вознаграждения.

     Кроме того, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам написать заявление в суд, он имеет право обратиться в органы прокуратуры по месту жительства о направлении прокурором в порядке ст. 45 ГПК РФ и ст. 39 КАС РФ в его интересах искового заявления о восстановлении нарушенных прав.

     

    Что важно учесть при обращении в суд?

     

    По практике прошлых лет, несмотря на получение решений суда  пострадавшим часто приходится впоследствии снова обращаться в суд за разъяснением порядка исполнения судебного решения. Такие разъяснения готовятся судами более 2 месяцев, что увеличивает сроки получения пострадавшими помощи. МЧС России, проанализировав обстоятельства, влияющие на сроки оказания помощи пострадавшим гражданам, в т.ч. оказание помощи гражданам в целях исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, сообщило,  что часть судебных решений подготовлены судами таким образом, что не позволяют их исполнить либо однозначно толковать такое решение в пользу истца. Указанное обстоятельство обусловлено тем, что пострадавшие при обращении в суды с исковыми заявлениями недостаточно полно формулируют свои требования, а суды в соответствии с законом не могут выйти за пределы гражданского иска. Для получения единовременной материальной помощи, финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости и государственного жилищного сертификата, необходимо чтобы в соответствии с решением суда:

    - гражданин был признан пострадавшим в результате конкретной чрезвычайной ситуации,

    - за ним было признано право на получение соответствующего вида финансовой помощи и (или) ГЖС, а также

    - указан источник финансирования этих мероприятий в соответствии с Правилами. 

    В указанной связи ГКУ «Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в РС(Я)» 04.10.2018 за исх. № ИД1-1/864 гражданам даны рекомендации по оформлению исковых заявлений в суд:

     

    ОБРАЗЕЦ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ

     

    В резолютивной части судебных решений должно обязательно быть:

    - наименование чрезвычайной  ситуации, в результате которой пострадал гражданин,

    - наименование резервного фонда,

    - установление степени утраты имущества первой необходимости (полная или частичная).

    В указанной связи, для исключения в последующем требований о разъяснения исполнения указанных судебных решений, рекомендовано излагать резолютивную часть  искового заявления в следующей редакции:

    1. Признать ФИО (полностью) пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, природного характера, возникшей в результате весеннего паводка в мае 201__ года на территории Республики Саха (Якутия) со степенью утраты имущества _______ (полностью или частично).

    2. Установить факт постоянного проживания ФИО (полностью) в период чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка на территории Республики Саха (Якутия) в мае 201_ года, в жилом помещении по адресу, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации  Республика Саха (Якутия),           ____ район, ______    (адрес полностью).

    3.  Признать за ФИО (полностью) право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 5 тыс. рублей на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 1.4. Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года № 297 «Об Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

    4. Признать за ФИО (полностью) право на получение финансовой помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в связи с частичной (или полной) утратой имущества в размере 10 тыс. рублей на человека (при  полной утрате имущества первой необходимости - подлежит выплате сумма в размере 20 тыс. рублей) в соответствии с подпунктом «д» пункта 1.4. Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2017 года № 297 «Об Порядка использования бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

    5. Признать за ФИО (полностью) право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счёт резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 10 тыс. рублей на человека в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

    6. Признать за ФИО (полностью) право на получение финансовой помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 50 тыс. рублей на человека в связи с частичной (или полной) утратой имущества первой необходимости (при полной утрате имущества первой необходимости – подлежит выплате сумма в размере 100 тыс. рублей) в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

     

     

    Куда и каким образом мне обращаться в судебный орган для установления юридического факта постоянного проживания в подтопленном жилом помещении.

     

     В случаях отсутствия регистрации в жилом помещении до момента ввода режима ЧС на соответствующей территории, подвергшемся негативному воздействию вод, граждане самостоятельно обращаются  в судебные органы с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания в подтопленном жилом помещении и права на получение выплат с указанием их конкретного вида (единовременная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости и другое). Заявление подается по месту жительства гражданина - в районный (городской) суд. Гражданин может обратиться сразу в суд в порядке особого производства для установления юридического факта проживания и на права получения выплат с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей, либо получить письменный ОТКАЗ муниципального образования о включении в список пострадавших в связи, например, отсутствием прописки, отсутствием документов на дом и обжаловать решение ОМСУ в судебном порядке (в данном случае государственная пошлина не оплачивается). Но следует понимать, что особое производство в суде с оплатой государственной пошлины отличается более упрощённым порядком рассмотрения дел, соответственно более коротким сроком вынесения решений судьями.

    После вынесения решения суда о доказанности факта Вашего проживания в жилом доме на момент введения ЧС и права на получение соответствующих выплат Вы попадёте в дополнительный список пострадавших и можете претендовать на получение соответствующей помощи.

     

    Как происходит доказывание в суде для установления факта проживания в жилом доме?

    Заявление подаётся по месту жительства гражданина - в районный суд, и в нем должны быть приведены доказательства, индивидуально по каждому гражданину, подтверждающие факт постоянного проживания (справки, договоры, почтовая корреспонденция, показания соседей, родственников, работников медицинских организаций, справки с работы, учебы, дошкольного учреждения и др.) до момента начала режима ЧС на соответствующей территории. Конкретно перечень доказательственной базы может быть определен Вами совместно с юристами.

     

    Что делать, если выезжал и не успел подать документы на включение в списки?На момент паводка находился в местах лишения свободы, имущество пострадало, в список не включён, как быть?

    В силу требований п. 6 Положения о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РС(Я) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. приказом Минприроды РС(Я) от 29.11.2017 № 01-05/1 – 642, гражданин, пострадавший в результате чрезвычайной ситуации, обращается с заявлением в адрес главы местной администрации на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.

    Все поступившие заявления со дня поступления должны регистрироваться в специальном журнале регистрации заявлений пострадавших от негативного воздействия водных объектов. По истечении одного месяца после введения режима чрезвычайной ситуации заявления не принимаются, списки не рассматриваются.

    При наличии уважительных причин пропуска данного срока, в случае отказа в предоставлении единовременной материальной помощи и (или) получении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации граждане вправе обратиться в органы прокуратуры республики (по территориальной расположенности или в прокуратуру республики) для защиты своих прав.

    В указанных случаях защиту прав граждане также могут осуществлять самостоятельно путём обращения в судебные органы с заявлением о признании права на получение выплат с указанием их конкретного вида (единовременная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости и другое) и возложении на Правительство РС(Я) соответствующей обязанности.

    Такое заявление подаётся по месту жительства гражданина, в нем должны быть приведены доказательства, подтверждающие уважительность пропуска срока обращения в орган местного самоуправления для включения в списки на получение компенсационных выплат, а также факт частичной (полной) утраты имущества первой необходимости.

    В случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 39 КАС РФ заявление в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором.

     

    Какие гарантии имеются у лиц, потерявших в результате чрезвычайных ситуаций своё жилье?

    Согласно постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий предусмотрены жилищные сертификаты.

    Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении; утраченное жилое помещение являлось единственным.

    К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

    Граждане, получившие государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия утрачивают право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой иного жилого помещения в результате данного события.

    Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м. для одиноких граждан, 42 кв. м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

     

    В течение какого времени граждане, получившие государственный жилищный сертификат должны быть обеспечены жильем?

    В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить предоставление жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в 3-месячный срок со дня получения ими государственного жилищного сертификата.

     

    Имеются ли дополнительные возможности возмещения убытков,  связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений?

    Гражданам, проживающим в районах, с повышенной угрозой пожаров и подтопления в целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений, в соответствии со статьей 21 Жилищного кодекса РФ целесообразно осуществлять страхование жилых помещений по договору имущественного страхования, предусмотренного ч. 1 ст. 929  Гражданского кодекса РФ.

    Выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договорам страхования жилого помещения, которое было утрачено в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.

     

    Если в доме проживают 5-6 человек, положена ли компенсация на каждого члена семьи?

     

    Право на получение компенсации имеют право все члены семьи, прописанные в жилом доме на момент возникновения ЧС и пострадавшие в результате ЧС.

     

    Какая положена компенсация при падеже скота в результате чрезвычайной ситуации?

     

    Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 26.03.2015 года № 113 «Об утверждении порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера», гражданин или юридическое лицо для получения компенсации предоставляет следующие документы:

  • Копия ОГРН, ИНН (для ЛПХ).
  • Акт обследования СХ-животных, пострадавших в результате ЧС природного характера, отдельно на каждое хозяйства (ЛПХ), данный акт составляется и утверждается комиссией улуса.
  • Основные сведения о гибели животных (форма 2) отдельно на каждое хозяйство (ЛПХ).
  • Заключение ветеринарной лаборатории об установлении причин гибели СХ-животных. При отсутствии тел погибших животных предоставляется справка из сельского поселения, подтверждающая наличие данных животных у владельца до стихийного бедствия
  • Цветные фотографии 21*15 в хорошем качестве
  • Данные документы следует предоставить в Управление сельского хозяйства района.

     

    Положена ли выплата компенсации, если в результате паводка у меня пострадал сарай, огород, баня, автотранспорт, рабочие инструменты и другие дворовые постройки?

    К сожаленью, в данном случае Вы не имеете право претендовать на федеральную и республиканскую помощь в виде единовременной материальной выплаты и помощи за утрату имущества первой необходимости, так как ОТСУТСТВУЕТ факт  частичной или полной утраты имущества первой необходимости. Сарай, огород, баня, автотранспорт, рабочие инструменты  не входят в перечень имущества первой необходимости.

     

    Не выплачена материальная помощь после паводка прошлых годов, есть решение суда о включении в списки, но в решении нет поручения Правительству выплатить и Правительство отказывает. Что делать?

    По общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истёк срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

    Ввиду того, что суд вправе разъяснить принятое решение суда, не изменяя его содержания, в данном случае заявителям надлежало обратиться в суд с ещё одним исковым заявлением к Правительству РС(Я) о возложении обязанности произвести соответствующие выплаты.

     

    Какие права есть у граждан, чье жилье попадает в зону подтопления?

    Жилое помещение, подпадающее в зону подтопления, может быть признано непригодным для проживания. Это относится и к жилью, находящемуся в собственности граждан, и к муниципальному жилью, предоставленному по договору социального найма.

    Для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие вредных для человека факторов, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья жильцов. К таковым факторам в том числе относится расположение жилья на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории.

    Гражданам, заинтересованным в признании жилого помещения непригодным для проживания или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию (в городе Якутске в МКУ «ДЖО»). Услуга оказывается бесплатно.

    Вместе с заявлением предоставляются:

    - документ, удостоверяющий личность;

    - копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Если право зарегистрировано, то документы могут быть представлены по желанию заявителя;

    - технический паспорт жилого помещения - по усмотрению заявителя;

    - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

    - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции также заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома

    Заявление и документы к нему можно предоставить лично на бумажном носителе, почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием портала госуслуг или многофункционального центра.

    Межведомственная комиссия в течение 30 дней должна принять заключение в отношении жилого помещения или многоквартирного дома с решением о:

    - соответствии жилья предъявляемым требованиям  и его пригодности для проживания;

    - выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями;

    - выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

    - выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

    - выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

    - об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.


    Количество показов: 81


    Возврат к списку
    Обратите внимание

    Другие новости текущего источника информации