Законодательные инициативы Мирнинского района

Законодательные инициативы Мирнинского района
02.12.2019
Количество показов: 110

Администрация Мирнинского района совместно с депутатским корпусом ведет активную работу по законодательной деятельности. Начиная с 2013 года, по настоящее время подготовлен ряд законодательных инициатив в адрес Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), а также на федеральный уровень.

 ДОХОДНАЯ БАЗА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 С момента вступления в силу 131-го федерального закона количество возлагаемых на органы местного самоуправления полномочий ежегодно росло, но нормативы по доходам не изменялись. Доходная часть бюджетов муниципальных образований поселений формируется из земельного налога и налога на имущество физических лиц. Отчисления от основного налога – налога на доходы физлиц составляли 10%, единого сельскохозяйственного – 50%. При этом единый сельхозналог не поступал в бюджеты городских поселений в виду отсутствия налогоплательщиков. По действующей в 2013 году методике выравнивания бюджетной обеспеченности при расчете субсидии в связи с превышением над средней бюджетной обеспеченностью по республике («отрицательного трансферта») применялось максимальное значение «коэффициента изъятия» в размере 0,5 (50%). Изъятие этих 50% не позволяло эффективно исполнять возложенные на муниципалитеты полномочия.

В 2013 году на декабрьской сессии районного Совета депутатов было принято решение о законодательной инициативе по проекту закона республики, касающегося выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Суть инициативы в том, что согласно статье 142.2 Бюджетного кодекса РФ законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта субсидий из бюджетов поселений, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта.

Предлагаемая Мирнинским районом инициатива была принята Госсобранием (Ил Тумэн) и позволила обеспечить стимулирование муниципалитетов к увеличению доходной части бюджетов и обеспечению исполнения полномочий. Коэффициент с 0,5 был снижен до 0,1, но принятый закон полностью не отменял «отрицательный трансферт».

Затем в 2019 году очередная законодательная инициатива нашего района по «отрицательным трансфертам» нашла поддержку и понимание в лице председателя постоянного комитета Ил Тумэн по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике Юрия Николаева. Вначале она прошла в Ил Тумэне первое чтение, а на ноябрьской сессии 2019 года принят республиканский закон, отменяющий понятие «отрицательный трансферт» для поселений.

Суть вопроса в том, что согласно статье 142.2 Бюджетного кодекса РФ законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта России субсидий из местных бюджетов, в которых расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ (это и есть «отрицательный трансферт»).

Наш район предложил внести изменения в закон республики «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» в части исключения из него статьи 4 «Порядок перечисления субсидий из местных бюджетов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия)», и исключения из Методики расчета субсидии, перечисляемой из бюджетов поселений и бюджетов муниципальных районов (городских округов) в госбюджет Якутии.

Чтобы рядовым жителям было понятно, о чем идет речь: «отрицательный трансферт» в 2019 году составил у г. Мирный – свыше 18 млн рублей, г. Удачный – свыше 3-х млн, п. Айхал – свыше 1 млн, Ботуобуйинского наслега – свыше 2-х млн, то есть общая сумма превышает 24 млн рублей. С 1 января 2020 года эти средства будут оставаться в бюджетах поселений и направляться на их социально-экономическое развитие.

Развитие муниципальных образований во многом зависит от собственных доходов, от стимула их увеличивать, и администрация района выражает благодарность Государственному Собранию (Ил Тумэн), правительству республики за поддержку в данном вопросе.

 Плата за негативное воздействие на окружающую среду

 Как известно, на территории Мирнинского района работают девять компаний-недропользователей, среди которых такие крупные как «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Роснефть» и другие. Все они оказывают существенное влияние на природную среду. В связи с этим в июне 2019 года глава района Ришат Юзмухаметов направил письмо министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину. С учетом того, что в республике остро стоят вопросы экологической безопасности, наш район просил рассмотреть вопрос возврата применения повышающего коэффициента 2 для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при расчете и внесении платежей за НВОС – негативное воздействие на окружающую среду.

Дело в том, что Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. №913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» отменено применение коэффициента 2 при расчёте платы за НВОС на территориях Крайнего Севера. Как следствие, произошло значительное снижение поступлений платы за НВОС. Так, плата за НВОС, поступившая в бюджет МО «Мирнинский район» в 2016 году, составила более 55 млн рублей, а в 2017 году – свыше 11 млн рублей.

Плата за НВОС является компенсационным платежом за наносимый ущерб ранимой северной природе. Имея средства по платежам за НВОС, поселения могли бы принимать меры по охране окружающей среды. Этот вопрос прозвучал также на Первом нефтегазовом форуме, который состоялся в г. Мирный в конце августа 2019 года, и вошел как постановочный в резолюцию одного из «круглых столов».

 Арендная плата за землю

 В сентябре 2018 года в адрес Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) в качестве законодательной инициативы было направлено обращение Мирнинского районного Совета депутатов о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта Федерального Закона «О внесении изменений в пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации», в котором предложено исключить из пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации норму, устанавливающую предельную плату в размере не более 2 процентов за земельные участки, предоставленные для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В марте 2019 года в Госдуму также поступил проект федерального закона в части отмены предельного размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для недропользования, от Законодательного собрания Красноярского края.

Дело в том, что для земель, связанных с пользованием недрами, федеральным законодательством установлено ограничение предельных ставок, что существенно снижает доходную базу местных бюджетов.

Как известно, арендная плата за землю – вид собственных доходов местных бюджетов, который регулируется представительными органами местного самоуправления. В апреле 2019 года этот вопрос был рассмотрен Госсобранием (Ил Тумэн), получил поддержку якутских депутатов, а также ряда субъектов РФ, и направлен в Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Впоследствии он будет еще раз ставиться на федеральном уровне, так как республика крайне заинтересована в решении этого вопроса.

 НДФЛ

 Налог на доходы физических лиц – основной налог, который формирует собственную доходную базу местного бюджета. Как мы уже писали, на территории района работают компании-недропользователи. Для своей деятельности они привлекают подрядные организации из других субъектов РФ, которые не регистрируются как обособленные подразделения, несмотря на проводимую с ними рекомендательную работу налоговых органов и органов МСУ.

В связи с этим администрация района предлагает совместно с АСДГ выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ в части уплаты налога на доходы физлиц без привязки к обязанности постановки на учет обособленного подразделения, а уплаты НДФЛ по месту фактической деятельности, вне зависимости от срока проведения работ.

Штрафы ГИБДД

 Передача на уровень муниципальных районов норматива от поступления штрафов в сфере дорожного движения – еще одна законодательная инициатива Мирнинского района. Федеральным законом от 02.08.2019 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений» статья 58 дополнена частью 3.2., на основании которой субъекту РФ дано право устанавливать нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от следующих неналоговых доходов: денежные взыскания (штрафы), предусмотренные КОАП РФ, законами субъектов РФ об административных правонарушениях; плата за негативное воздействие на окружающую среду; плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации.

Назрела необходимость рассмотрения вопроса о передаче на уровень муниципальных районов норматива отчисления от штрафов в области дорожного движения для исполнений полномочий местного значения в полном объеме, требующих значительных затрат (строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог).


 РАСХОДНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МСУ

 В работе находятся другие законодательные инициативы администрации Мирнинского района, которые совместно с Советом по местному самоуправлению РС(Я), Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) будут ставиться перед органами государственной власти. О них речь идет ниже.

Еще на ноябрьской сессии Мирнинского районного Совета депутатов 2013 года были рассмотрены вопросы по внесению изменений в закон республики о налоговой политике. Разработка проекта закона «О внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике в Республике Саха (Якутия)» была обусловлена необходимостью урегулирования бюджетных отношений, связанных с тем, что в декабре 2011 года Ил Тумэном были внесены изменения в налоговую политику, предусматривающие отмену с 1 января 2012 года льготы по налогу на имущество для учреждений бюджетной сферы. Таким образом, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, культуры, здравоохранения вынуждены платить налог на имущество. Соответственно, значительные суммы налога должны предусматриваться и без того в дефицитных местных бюджетах, тем самым увеличивая стоимость муниципальной услуги и уменьшая материально-технические затраты учреждений бюджетной сферы (школы, детские сады, центры дополнительного образования детей, больницы и др.), и направляться в региональный бюджет.

К этому вопросу администрация района и депутаты вернулись на декабрьской сессии 2018 года. С целью обеспечения доступности и качества образования муниципальные районы в рамках своих полномочий проводят ремонты, несут затраты на материально-техническое обеспечение деятельности образовательных учреждений. При этом, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования, культуры вынуждены платить налог на имущество организаций. Большие суммы (более 30 млн руб.) в связи с высокой налогооблагаемой базой должны предусматриваться в дефицитных местных бюджетах, тем самым увеличивая стоимость муниципальной услуги и уменьшая затраты учреждений бюджетной сферы на исполнение своих непосредственных функций, и направляться в региональный бюджет.

С 2020 года в республике планируется переход на уплату налога на имущество организаций, исходя от кадастровой стоимости имущества, что еще более увеличит суммы расходов на уплату данного налога.

Принятие данного закона позволило бы увеличить расходы на уставную деятельность муниципальных учреждений образования, культуры и спорта, сократить сумму расходов государственного бюджета республики, необходимую для предоставления субсидий муниципальным образованиям на софинансирование расходных обязательств по содержанию муниципального имущества в части уплаты налога на имущество организаций, а также оптимизирует работу государственных и муниципальных структур, так как обложение налогом на имущество учреждений бюджетной сферы и выделение средств на его оплату из государственного бюджета создает дополнительную нагрузку ряду структур (Федеральная налоговая служба, Министерство финансов Республики Саха (Якутия), учреждения бюджетной сферы).

Предлагаемые законопроектом изменения позволили бы обеспечить стабильное развитие социальной сферы и повысить эффективность расходования бюджетных средств муниципальных образований.

 Оптимизация пустующего жилфонда

             Одной из актуальных проблем многих районов республики является большой объем пустующего муниципального жилищного фонда, за который ресурсоснабжающие организации выставляют счета на оплату коммунальных услуг, в том числе в судебном порядке. В Мирнинском районе уже несколько лет существует муниципальная программа, направленная на оптимизацию пустующего жилфонда, в рамках программы производится расселение людей, снос таких домов. Ее результат – это экономия средств бюджета поселений по оплате коммунальных услуг. Но самостоятельно эту программу муниципальным образованиям реализовывать крайне сложно из-за недостаточности собственных доходов. Глава района Ришат Юзмухаметов обратился в адрес правительства РС(Я) с предложением разработать отдельную государственную программу для решения проблемы оптимизации пустующего жилфонда.

            ****

            Как мы видим, польза от принятых законодательных инициатив, предложенных Мирнинским районом, огромная. Проблемы, которые ставятся муниципалитетом, затрагивают не только наш район, но и все муниципальные образования. Поэтому совместная с правительством республики, Госсобранием (Ил Тумэн), Советом по МСУ РС(Я), АСДГ, другими муниципальными образованиями законотворческая деятельность приносит положительные плоды, и ее район будет продолжать.    

            Пресс-служба МО «Мирнинский район»






Рубрика:  Общество
Регион:  Мирнинский
Источник информации:  Администрация МР Мирнинский район
Количество показов: 110
Рубрика: Общество Район: Мирнинский Источник информации: Администрация МР Мирнинский район
Дата публикации: 2019-12-02 20:24:15
Дата изменения: 2020-01-16 15:28:02 Опубликовано на сайте: СахаТаймс - информационно-справочный портал Республики Саха (Якутия)



ТОП-10*: Общество
* - по количеству просмотров за месяц

Новости района: Мирнинский 

Новости рубрики "Общество"
Компания Инфомастер

Возврат к списку