Мнение Данилова Владимира о включении 8 районов Якутии в Арктическую зону

Мнение Данилова Владимира о включении 8 районов Якутии в Арктическую зону |  | Общественная палата
21.05.2019
Количество показов: 33

Восемь районов Республики Саха (Якутия) Указом Президента Российской Федерации В.В. ПУТИНА включены в состав арктической зоны России. Как уроженец заполярного Момского района, с огромным волнением и радостью воспринял эту новость. За 68 лет и 52 года трудовой деятельности, я не понаслышке знаю экстремальные условия проживания и работы в заполярном районе.

Из изученных мною официальных документов, можно сделать вывод, что не существует единого научно обоснованного экономико-географического понятия «Север», как в России, так и за рубежом.  Это объясняется различным подходом исследователей к определению и цели выделения региона, отсутствием общепринятых критериев и аргументированного подхода к проведению его границ.

В феврале 1995 года по поручению Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. НИКОЛАЕВА, я вместе с Постоянным Представителем Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации К.Е. ИВАНОВЫМ занимался организацией согласования проекта Закона Российской Федерации «О районировании севера России». Проект был подготовлен Министерством Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике.

Впервые Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 года было утверждено положение «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР», а постановлениями СНК РСФСР от 28 октября 1932 года и 29 января 1934 года установлена территория, на которую распространялось действия льгот для лиц, работающих на Крайнем Севере. Таким образом, впервые был определен перечень территорий, отнесенных Крайнему Северу. В 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР были установлены два понятия «Крайний Север» и «местности, приравненные к районам Крайнего Севера». Это было обусловлено экономическими факторами и, прежде всего, с целью создания дифференцированных преимуществ в оплате труда для работников привлекаемых на освоение месторождений полезных ископаемых, строительство новых предприятий и городов на Севере.

В последующие годы этот перечень дополнялся и расширялся, были приняты новые Указы Президиума Верховного Совета СССР «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (10.02.60г.), «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (26.09.67г.).

За период 1990-1994г.г. к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям Указами Президента и постановлениями Правительства РФ было отнесено 48 административных районов и городов с общей численностью населения 2,2 млн. чел.

До 1995 года были разработаны критерии отраслевого районирования Севера России для решения градостроительных, расселенческих программ, расчета прожиточного минимума. Появились технико-географические, медико-географические, агроклиматические и другие виды районирования Севера. Они показывают,     насколько существующие механизмы, материальны,

производительные процессы, физиологические параметры и реакция организма человека приспособлены к тем или иным природно-климатическим условиям. Обобщенный (интегральный) критерий отсутствовал.

Целью районирования являлось решения следующих задач экономического и социального развития:

Формирования государственной экономической и социальной политики на этих территориях;

Обоснования гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах;

Разработки социально-экономических программ;

Реализации налоговой, ценовой, инвестиционной, технологических и других направлений региональной политики.

В результате районирования Севера России выделены зоны по дискомфортности условий жизнедеятельности населения: первая – абсолютно дискомфортная (Дальний Север) с подзоной Арктического Севера; вторая – экстремально дискомфортная (Средний Север); третья – дискомфортная (Ближний Север).

Республику Саха (Якутия) (Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Нижнеколымский, Олекминский, Усть-Янский район) отнесли в подзону Арктического Севера России.

По ряду экономических и финансовых обстоятельств проект Закона Российской Федерации «О районировании Севера России» Правительство Российской Федерации не внесло на рассмотрение Государственной Думы РФ.

Вместо проекта Закона «О районировании Севера России» Министерства финансов, экономики, юстиции Российской Федерации дали положительное заключение к проекту Федерального закона «О территориях опережающего развития Российской Федерации» и Правительство России внесло федеральный закон на рассмотрение Государственной Думы РФ и закон был принят.

Для реализации федерального закона «О ТОР-х» Правительство России приняло следующие постановления:

— постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил осуществления медицинской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития»;

— постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении особенностей лицензирования образовательной деятельности организаций, которые созданы на территории опережающего социально-экономического развития или которые являются резидентами территорий опережающего социально-экономического развития и осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам на территориях опережающего социально-экономического развития»;

— постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, при осуществлении которого плановые проверки проводятся в виде совместных проверок, а также порядка проведениях таких проверок»;

— постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении лицам, работающим у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантии и компенсации при ликвидации организаций, осуществляющих деятельность на территории, сокращении численности или штата такой организации, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, а также компенсации оплаты труда»;

Ряд постановлений Правительства принятых к федеральному закону «О ТОР-х» ранее были обсуждены при подготовке закона «О районировании Севера России».

Получение восьми районами (улусами) статуса арктических районов требует решения больших финансовых средств и организационных мер дополнительно к ранее принятому постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 года №251, которым утверждена «Комплексная программа Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020-2030 года», с изменениями и дополнениями.

Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительству Республики Саха (Якутия) следует кардинально пересмотреть финансовую нагрузку Комплексной программы до 2030 года с учетом получения 8 районами нового статуса арктических районов республики.

При включении восьми районов (улусов) к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) №251 от 15.08.2014, предлагаю принять во внимание:

  • Высокие цены и тарифы на продукты питания в 8 улусах, получивших статус арктических улусов; следовало бы распространить на новые арктические улусы методику возмещения транспортных расходов для доставки основных продовольственных товаров, на возмещение разницы в цене на муку для хлебопечения и частичное возмещение авиарасходов на завоз товаров с ограниченными сроками хранения;
  • Начать технико-экономические обоснование строительства транспортно-логистического центра для всех арктических улусов в Нижнем Бестяхе;
  • Приступить к внедрению новых формы поддержки малого и среднего предпринимательства постоянно и системно занимающегося завозом социально значимых продовольственных товаров и представлением транспортных услуг;
  • Учитывая продолжительность отопительного периода в арктических улусах, продолжить строительство новых котельных эффективном топливе;
  • Продолжить участие населения при организации общественного контроля за подготовкой к отопительному сезону и его прохождение;
  • Износ дизельных станций и линий электропередач превышает в арктических улусах 70%. В связи с чем предлагаю добиться субсидирования затрат на выработку электрической энергии дизельными электростанциями за счет средств федерального бюджета;
  • Продолжить строительство новых и модернизировать электростанции локальной энергетики за счет субсидий федерального бюджета;
  • Искать и внедрять новые источники возобновляемой энергии;
  • Добиться субсидирования за счет средств федерального бюджета межулусных авиамаршрутов;
  • Продолжать работу по обновлению парка воздушных судов;
  • С введением в действие Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возникли ограничения для занятия охотничьим и рыболовным промыслами, обеспечивающими традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера.
  • Изменен порядок предоставления охотничьих угодий охотничьим хозяйствам, и теперь они предоставляются только по итогам аукциона. Охотпользователи обязаны внести единовременную плату за заключение соглашений. Территория охотничьих угодий в Республике Саха (Якутия) составляет более 308 млн. гектар или на одного охотника 30-40 тыс. гектаров.

    Тогда плата составит более 1,5 млн. рублей. Эту сумму ни один охотник не в состоянии заплатить.

    На севере основным видом питания является рыба, остальные продукты доставляют по очень дорогой цене, в недостаточном количества и не соответствующего качества.

    В условиях низких доходов населения такой порядок приводит не только к существенному ухудшению социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, для которых охота и рыбалка является основой самобытного уклада жизни, но лишит их всякого источника существования.

    В настоящее время промысловое рыболовство, осуществляется родовыми общинами, сельхозкооперативами, крестьянскими хозяйствами и частными заготовительными структурами при действующей системе субсидирования на вылов по квоте на различные виды рыбы, транспортные расходы и льгот на приобретение орудий лова, спецодежды, транспортных средств, морозильного оборудования, ГСМ и позволяет заявить о своевременных и правильных действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики по созданию и сохранению рыбозаготовительной отрасли в Арктике.

    Необходимо пересмотреть порядок распределения рыбопромысловых, охотничьих участков для приоритетного доступа лицам, для которых рыболовство, охота, оленеводство является основой жизни и деятельности. Снять ограничения и увеличить лимиты для личного потребления как этого требует организм северного человека для выживания в суровых климатических условиях.

    Добиться принятия федерального закона «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни». Предложение внесено в Федеральное Собрание РФ.

    12.По инициативе Республики Саха (Якутия), поддержанной другими арктическими субъектами России, оленеводство было включено в национальный проект «Развитие АПК». Но не во всех арктических улусах оленеводство показывает подъем.

    Требуется глубоко, досконально изучить положение дел в оленеводстве в каждом арктическом улусе.

    Необходимо разработать конкретный план действий с учетом государственного подхода по наращиванию поголовья домашних оленей с последующим переходом на товарное производство оленьего мяса, его переработки и доставки потребителям.

    13.Начата модернизация водного транспорта, обновление флота смешанного «река-море» плавания, оснащение современными средствами навигации, гидрографии, гидрометеорологии, связи и управления судоходством.

    — необходимо развитие восточного крыла Севморпути, для этого следует восстановить береговую инфраструктуру – арктические порты Тикси, Зеленый Мыс, Певек, устьевых перегрузочных комплексов в устьях рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы, обеспечить гарантированные габариты водных путей.

    — добиться принятия федерального закона о Севморпути и финансирования восстановления береговой инфраструктуры арктических портов Тикси, Зеленый Мыс, Певек.

    — добиться софинансирования из федерального бюджета строительства судов плавания «река-море».

    14.По автодорогам: создать государственное казенное предприятие по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог общего пользования в арктических улусах Республики Саха (Якутия), при этом в первоочередном порядке обслуживать автомобильную дорогу «Яна»;

    15.Методы и технологии, применяемые во всех арктических районах (улусах) республики должны быть максимально инновационными: это коммуникации и связь, телемедицина, дистанционное образование, энергосбережение и ресурсосбережение, применение возобновляемых источников энергии, строительство жилья и объектов социальной сферы.

    В арктической зоне в дельте реки Лена начала работу новая научно-исследовательская станция «Остров Самойловский», которая станет современной базой для совместной программы арктических исследований Сибирского отделения РАН, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Научно-образовательного центра «Арктика» в пос. Тикси Булунского арктического района.

    Добиться включения в государственную программу социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года мероприятий по развитию научно-исследовательской деятельности в Арктике, мероприятий, стимулирующих применение инновационных методов в дистанционном образовании, телемедицины, энергосбережения и ресурсосбережения.

     

    Данилов Владимир Петрович – член Общественной Палаты Республики Саха (Якутия), Почетный гражданин Момского арктического района (улуса), заслуженный работник народного хозяйства Якутской-Саха ССР, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (2017г.), Член-корреспондент Международной Академии Информатизации со статусом Консультативного Совета ООН, доктор юридических наук, профессор.

    Источник: Сахалайф


    Количество показов: 33

    Возврат к списку
    Обратите внимание

    Другие новости текущего источника информации
    Загрузка