Закон о льготах для компаний, работающих в Арктике, будет принят до конца года

16.04.2019
Количество показов: 51
Автор: ЯСИА

Одна из целей на ближайшие десять лет — увеличить в два с половиной раза долю России на рынке сжиженного природного газа. Об этом сообщила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая провела в Сабетте большое совещание по реализации законопроектов об опережающем развитии Арктики, информирует «Парламентская газета».

Если во времена Ломоносова было сказано, что Россия будет прирастать Сибирью, то в наше время она будет прирастать Арктикой — об этом президент Владимир Путин заявил два год назад при загрузке на первый в мире ледокольный танкер «Кристоф де Манжери» российского сжиженного природного газа (СПГ). Символично, что это произошло именно в Сабетте — вахтовом посёлке, здания в котором выстроены будто из большого конструктора. Населённый пункт, где главной достопримечательностью является вечно горящий газовый факел на башне, сравнимой по высоте с Останкинской телевышкой, неуклонно становится одним из символов арктического «прирастания» страны — здесь находится центр развития производства СПГ не только на Ямале, но и во всей России.

Именно Сабетта был выбран для сверхпредставительного «арктического выезда» российских сенаторов во главе со спикером палаты регионов Валентиной Матвиенко. Помимо вице-спикеров и председателей комитетов палаты регионов (на Ямал прилетел весь Совет палаты регионов), в вахтовый посёлок прибыли глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, губернатор Ямала Дмитрий Артюхов. Всё для того, чтобы обсудить, как обеспечить опережающее развитие Российской Арктики, щедрой на природные ресурсы.

Один из инструментов — развитие отрасли по производству и экспорту сжиженного газа. Буквально накануне заседания стало известно, что российская компания «Новатэк» — главный акционер проекта «Ямал-СПГ», руководитель которой — Леонид Михельсон — принял участие в совещании в Сабетте, — отказалась от перевалки сжиженного природного газа в норвежском Хоннисворге и планирует перевести перекачку СПГ с танкера на танкер в Мурманскую область.

Поставки СПГ, по оценкам экспертов, являются одним из наиболее перспективных направлений в развитии современной энергетики. На сжиженный газ переходят водный грузовой и пассажирский транспорт, на нём работают некоторые виды двигателей, в том числе ракетных. Япония закрывает за счёт СПГ почти 100 процентов своих газовых потребностей, на 40 процентов выросла потребность в СПГ и Китая (именно поэтому китайская доля в проекте Ямал-СПГ достигает 20 процентов участия).

Поставки СПГ также являются основой развития Северного морского пути. По словам главы Росатома Алексея Лихачева, к 2024 году объёмы перевозок по Севморпути должны составить 92,6 миллиона тонн груза — это выше того, к чему призвал Президент России, поставивший ориентир в 80 миллионов тонн в 2025 году. При этом на ближайшую шестилетку в структуре этого грузооборота почти 50 процентов отводится поставкам сжиженного природного газа и конденсата с Ямала.

На заводе в Сабетте производится более 17 миллионов кубометров СПГ в год, работает порядка 400 человек, а если учитывать перевалку и доставку сжиженного газа, то число сотрудников составляет более тысячи человек. Вторая очередь — строящиеся производства проекта «Арктик-СПГ-2» — должна вырабатывать уже 19,8 миллиона кубометров СПГ и открыться в 2022 году.

Общаясь с сотрудниками завода, Валентина Матвиенко очень высоко оценила усилия компании «Новатэк»: «Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А само предприятие — это что-то космическое! Отмечу, что данная российская компания — третья в мире по подтверждённым запасам газа, она вкладывается в геологоразведку и увеличивает её объёмы».

И это, по словам спикера, вызывает искреннее уважение к бизнесу и гордость за страну. Уважение вызывают и намеченные цели — занять 20 процентов мирового рынка СПГ к 2030 году. Задачи амбициозные, если учитывать, что сейчас наша доля не превышает восьми процентов. При этом Леонид Михельсон заметил — эксперты сегодня дают прогнозы опережающего роста рынка СПГ — с потребления в 300 миллионов тонн в 2018 году до 720 миллионов в 2025 году. И главное для России — не упустить возможность стать лидером на этом направлении. Одни из конкретных шагов, как рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, — железная дорога, которую РЖД и регион готовы протянуть до Сабетты. Пока что попасть сюда можно либо по воздуху, либо по воде.

Законодатели уже заверили, что будут поддерживать развитие региона. «Закон, который даст преференции при работе в Арктической зоне, мы планируем принять до конца года, то есть до конца осенней сессии. Судьба закона об Арктике складывалась непросто уже несколько лет, но уверена, что с помощью руководства Минвостокразвития мы доведём дело до логического конца», — заявила спикер Совета Федерации.

«Уверена, что уже на строящихся производствах СПГ, которые должны прибавить полтора процента к ВВП, будет использовано уже российское оборудование — «дорожная карта» по его производству уже разработана», — отметила она.

Одним из итогов поездки в Сабетту стало решение провести масштабные парламентские слушания в Совете Федерации, чтобы обсудить, как создать законодательные условия для освоения Арктики. «Хочу особо отметить, что освоение Арктике не должно привести к ухудшению и без того непростой экологической обстановки. И успешный опыт Ямал-СПГ здесь необходимо учитывать, прежде всего в ходе реализации нацпроекта «Арктика», — подчеркнула Матвиенко.


Количество показов: 51

Возврат к списку
Обратите внимание

Другие новости текущего источника информации
Загрузка